Улицы Киева вновь заполонили два противоположных друг другу украинских политических лагеря. Расстановка сил та же, что и в 2004 году - прозападный Виктор Ющенко против пророссийского Виктора Януковича. Но на этот раз не очевидно, что позиция Ющенко этически безупречна, как было в 2004 году, когда он победил на выборах, а Янукович попытался украсть победу. Теперь Ющенко потерял большинство в парламенте и пытается вернуть его способом, который, возможно, незаконен. Такой спор надо решать в судах, а не на улицах.
В понедельник Ющенко предпринял отчаянный шаг, объявив, что он распускает парламент и назначает новые выборы, в надежде уничтожить большинство, принадлежащее в законодательном органе его противникам. Но неясно, есть ли у него для этого конституционные полномочия. Янукович запротестовал против несправедливости и заявил, что не подчинится. Самое мудрое для Запада и для России - добиться компромисса.
Представления Ющенко об экономическом и политическом сближении Украины и ее 50-миллионного населения с Западом куда привлекательнее, чем советская политика Януковича. Но бурное президентство Ющенко продемонстрировало, что Украина по-прежнему расколота и только начинает формировать эффективные политические институции.
Одной из привлекающих большое внимание реформ была передача некоторых полномочий президента парламенту, позволяющая избежать всевластных президентов, какие появились в России и некоторых других республиках бывшего СССР. Она дала Януковичу возможность набрать еще большую силу в парламенте, переманив депутатов у Ющенко. Они оказались втянутыми в конфликт из-за полномочий, которые дает Ющенко конституция, и Янукович попросил Конституционный суд вынести решение.
На это могут уйти месяцы. И даже если будут новые выборы, не очевидно, что Ющенко и его союзники получат больше мест, чем Янукович и его лагерь. Рейтинг Ющенко устойчиво падает, а сильный экономический рост последних лет может укрепить позиции Януковича.
Но такова природа политики, и задача двух лидеров обеспечить, чтобы это поняли их сторонники. Наихудшим сценарием была бы конфронтация, предоставленная улице.