Не успела российская авиакомпания "Аэрофлот", на 51% принадлежащая государству, объявить о своей заинтересованности в приобретении Alitalia, как итальянский нефтяной гигант Eni и электроэнергетическая Enel выиграли конкурс на приобретение части ценных бывших активов расчлененного и обанкроченного российского энергетического гиганта ЮКОС за 5,8 млрд долларов.
Однако, как отмечают сегодня корреспонденты WSJ Гэбриел Кан и Грегори Уайт, хотя конкурс выиграли итальянские компании, итоговым результатом сделки будет дальнейшее усиление российского государственного контроля над стратегическим нефтегазовым сектором. Главную выгоду от продажи этих активов в среду получит "Газпром", государственный российский энергетический гигант, который незадолго до аукциона заключил с итальянцами сделку по покупке либо всех акций, либо мажоритарных долей в активах, которые они готовились приобрести.
Европейские регулирующие органы уже озвучивали тревогу по поводу расширения "Газпрома", в частности, в связи с ростом опасений в отношении возможности Кремля использовать свои обширные энергетические ресурсы для оказания политического давления. Пока экономическая логика сделок в отдельных странах перевешивает эти тревоги. Согласно широкой договоренности, заключенной с Eni в ноябре, в этом месяце российский газовый гигант планирует начать прямые продажи газа итальянским промышленным потребителям и, вероятно, купит долю в электрогенерирующем подразделении Eni.
В прошлом году ЮКОС, некогда крупнейшая нефтяная фирма России, была доведена до банкротства огромными налоговыми претензиями в ходе процесса, который многие рассматривали как политически мотивированную атаку Кремля на основателя ЮКОСа и его бывшего главу Михаила Ходорковского, который сейчас отбывает 8-летний срок за мошенничество и неуплату налогов в сибирской тюрьме. Участие в этой сделке Eni и Enel, двух крупных западных энергетических компаний, помогает Москве придать легитимность аукциону, который подвергался широкой критике, будучи частью агрессивной государственной политики восстановления контроля над энергетическими ресурсами страны в ущерб частным фирмам.