Покупка Volvo, считает австрийская Die Presse, - это всего лишь часть большой стратегии. Китай больше не хочет оставаться мировой "мастерской" - он скупает марки и концерны, приобретая вместе с ними западные ноу-хау.
Многие годы, пишет автор публикации Карл Гаульхофер, КНР довольствовалась ролью производителя продукции массового потребления, являясь гигантским резервуаром дешевой рабочей силы. Почти 60% экспортной продукции производится на фабриках, доли в которых имеют иностранные компании.
Но тот, кто производит кроссовки по 5 евро, не может быть вечно доволен тем, что в Европе другие продают их за 95 евро. Поэтому, решили китайские власти, нужно подтянуть конкуренцию в производстве пользующейся спросом продукции. Однако Китаю не хватает собственных технологий. И здесь, замечает автор, китайцы выбрали путь, по которому в своей время прошли Sony в Японии или Samsung в Южной Корее: они решили скупать западные компании, а вместе с ними и их технологии.
Так, китайское правительство еще 5 лет назад составило список приоритетных иностранных инвестиций, а в 2009 году на слияния и покупки компаний было выделено 46 млрд долларов - в 5 раз больше, чем в 2005 году. Раньше, говорится в статье, приоритетными направлениями инвестиций были сырьевые концерны. Однако со временем тенденция изменилась, и сегодня, например, крупнейший мировой производитель телевизоров, китайский концерн TCL, объединяет под своей крышей марки из Франции, Германии и США.
Китайцы, продолжает журналист, накопили валютных резервов на сумму в 2,4 трлн долларов, а благодаря покупке долларов и американских государственных займов руководству удается искусственно блокировать рост юаня. При этом страх перед обрушением американской валюты стимулирует Китай искать новые формы вложений. Как замечает издание, выгода от покупки терпящих бедствие компаний сомнительна - как в случае с Volvo: еще 11 лет назад Ford втридорога приобрел концерн. Однако поучиться у шведского автопроизводителя точно есть чему.