Видеопленка проливает совершенно новый свет на обстоятельства, приведшие на прошлой неделе к катастрофе во время авиашоу во Львове. Боевой самолет Су-27, падение которого стало причиной смерти 84 человек, возможно, подвергся обстрелу.
На любительской видеозаписи, переданной украинскими журналистами в московское бюро немецкого телеканала RTL, можно заметить два непонятных летящих друг за другом предмета, которые, судя по всему, подлетают к падающему истребителю-перехватчику. На пленке, если смотреть ее с большим замедлением, эти летательные аппараты выглядят как очень быстро двигающиеся сигарообразные предметы. Оба они пролетают мимо самолета. Первый "снаряд" появляется, когда машина находится уже практически над кронами деревьев. Второй становится видимым в тот момент, когда пилоты в последней попытке спасти самолет стараются выправить его курс. Спустя доли секунды СУ-27 задевает стоящий на земле военный самолет и только затем, в самый последний момент, на пленке это отчетливо видно, пилоты Владимир Топонарь и Юрий Егоров катапультируются. Их самолет взрывается и за ним тянется огромный шлейф пламени от горящего керосина.
Совершенно непонятно, что это за летящие предметы и сколько их в конечном счете было. На записях, сделанных четырьмя различными крупными телеканалами, ничего подобного не зафиксировано. Эксперт по баллистике из украинской госбезопасности, который исследовал сомнительную видеозапись, пришел к выводу о том, что оба предмета летели со скоростью боллее 1000 км/ч.
Эти выводы полностью опровергают теорию, которую после просмотра видеопленки высказал бывший главный летчик-испытатель Владимир Ильюшин. 72-летний Ильюшин предположил, что это были "петарды". Однако те летят значительно медленнее, и в полете у них нельзя не заметить пламя. В итоге, в результате первоначального исследования видеозаписи остается непонятным, что за летающие предметы зафиксированы на пленке. Это еще предстоит установить экспертам.
Ильюшин полагает, что даже если "петарды" столкнулись бы с самолетом, то это не могло привести к катастрофе Су-27. Впрочем, самолет в момент предполагаемого "обстрела" самолет уже был "потерян", пилоты, даже если бы до самого конца пытались предотвратить катастрофу, не смогли бы спасти машину. Решающий момент в судьбе самолета произошел много раньше. Ильюшин, как и другие его коллеги, считает: "Пилоты ни в чем не виноваты".
Главком украинских ВВС придерживается другого мнения. Виктор Стрельников, арестованный главком ВВС, утверждал, что пилоты отклонились от своего полетного задания. Предписанная безопасная дистанция, очевидно, не была соблюдена. А глава государственной комиссии по расследованию Евгений Марчук считает, что ответственность за случившееся лежит на ВВС. Пилоты по указанию командования должны были выполнить крайне трудное задание на самолете того типа, который был им не очень хорошо знаком, говорил Марчук.
Президент Леонид Кучма обвинил ответственных лиц в "преступной безответственности". При этом он напомнил о российском пассажирском самолете Ту-154, сбитом по ошибке в прошлом году над Черным морем, и об обстреле жилого дома ракетой.
Его слова были обращены к офицерскому корпусу, чья недостаточная компетентность в сочетании с устаревшей техникой, делает вооруженные силы потенциальной угрозой для национальной безопасности.