Могилы сыновей Хусейна и его внука Мустафы находятся в восточной части кладбища родного поселка Саддама Хусейна Аль-Уджа около Тикрита. Вокруг их гибели и похорон, которые состоялись в субботу, уже началось мифотворчество.
Они были убиты около двух недель назад в ходе операции вооруженных сил США. Все это время трупы держали в импровизированном морге.
После смерти тиранов Удея и Кусея, которых так боялись и ненавидели большинство жителей Ирака, здесь, в Аль-Удже, их почитают почти как святых.
"Казалось, что они живы, - рассказывает Ахмад Сааб, администратор школы и, по его словам, дальний родственник Хусейна, описывая "чудо", которое произошло с останками сыновей и внука бывшего диктатора. - От них исходил волшебный аромат, запах благовоний, хотя их тела хранились 10 дней. Это был запах, похожий на аромат цветов".
"Я открыл гроб Мустафы. Его тело источало запах розы, - соглашается 41-летний Салам Фарис, в данный момент безработный. - Создавалось впечатление, что он спит и мне нужно просто разбудить его".
Подобные сказки, естественно, далеки от реальности. Тела сыновей Саддама и Мустафы к тому моменту разложились настолько, что, даже будучи завернутыми в саваны, сильно смердели. Однако само появление этих мифов наглядно демонстрирует, насколько люди в Аль-Удже жаждут превознести погибших братьев.
Оккупационные власти, посоветовавшись с правящим советом Ирака, согласились передать тела иракскому Красному Полумесяцу (общество Красного Креста и Красного Полумесяца. - Прим. Inopressa) для захоронения. Тела и так держали в морге слишком долго, что является нарушением исламских законов, согласно котором трупы должны быть преданы земле как можно скорее. Сотрудникам морга пришлось немало поработать, чтобы скрыть многочисленные следы пулевых ранений, полученных братьями во время штурма их виллы в Мосуле.
Останки были продемонстрированы журналистам и отдельным иракским политикам, чтобы у скептично настроенного иракского общества не оставалось сомнений в том, что сыновья Хусейна действительно были убиты.
Тела были переданы иракскому министерству здравоохранения, которое составило свидетельства о смерти. По запросу министерства тела были доставлены на вертолете в Тикрит и переданы Красному Полумесяцу, который, в свою очередь, обеспечил их транспортировку на фамильное кладбище Хусейнов.
В дни после похорон вход на кладбище охраняла команда американских солдат, вооруженных автоматами. В воскресенье на кладбище было всего три человека, которые согласились показать корреспонденту свежие могилы.
По их словам, они являются двоюродными братьями погибших. Один назвал свое имя - Али Мухаммед, и заявил, что к могилам хотели бы попасть "тысячи людей". Но "американцы ввели ограничения. На похоронах было разрешено присутствовать только 20 машинам".
"Никто не станет отрицать, что они - мученики, потому что они героически сражались до самого конца", - говорит Али Мухаммед.
На могиле Мустафы реет иракский флаг, но с могил Удея и Кусея флаги кто-то убрал, хотя на похоронах во флаги были завернуты все три тела.
Жители Аль-Уджи, похоже, считают, что Удей и Кусей невиновны и не совершали никаких преступлений и что они стали жертвами американского преследования. Такие настроения далеки от точки зрения остальной части иракских жителей, особенно шиитского большинства, которое помнит Кусея как палача, зверски подавившего восстание в 1991 году, а Удея как изощренного насильника, плейбоя и убийцу.
По словам Фариса, после смерти на счету братьев появились столь высокие очки, потому что они погибли с оружием в руках, сражаясь против американских сил.
"В других государствах, когда у правителей возникают проблемы, они бегут в другую страну, - говорит Фарис. - Но эти двое не сбежали, потому что верили в то, что должны остаться в своей собственной стране. И их отец тоже. Неужели он не сражается с американцами даже сейчас?"
Поэтому сыновья Хусейна и заработали статус мучеников, независимо от того, что они сделали при жизни. "Конечно же, они в раю, - продолжает Фарис. - Мы получаем пропуск в рай, когда сражаемся с иностранными захватчиками, а то была славная битва".
Сааб, который провел 22 дня за решеткой (американские войска арестовали его в Тикрите по подозрению в поддержке старого режима), с гордостью припоминает лозунги, которые звучали на похоронах: "Мы принесем тебе в жертву, Саддам, наши души и нашу кровь!" и "Долой Америку!"