Гром гремит каждый день. Все лето в России не утихает буря, поднявшаяся вокруг дела ЮКОСа. По последним слухам, второй по значимости американский нефтяной гигант, Chevron Texaco, хочет купить 25% акций ЮКОСа за 6,5 млрд долларов. И это в тот момент, когда уже близкий к реализации проект ЮКОСа по слиянию с четвертой российской нефтяной компанией "Сибнефть" оказался под вопросом: антимонопольное ведомство не торопится дать согласие на этот "брак", который привел бы к появлению четвертой по величине нефтяной корпорации в мире.
Похоже, Chevron не прочь воспользоваться бедами российского гиганта и его главы Михаила Ходорковского, чтобы прихватить по хорошей цене несколько лакомых кусков. "Момент выбран удачно. Во-первых, потому, что ЮКОС сильно упал в цене, но также потому, что, учитывая нестабильность ситуации, акции ЮКОСа могут быть выкуплены по более низкой цене, во всяком случае с большей выгодой, чем в случае состоявшегося слияния с "Сибнефтью", ? считает Евгений Гавриленков, финансовый аналитик компании "Тройка-Диалог".
Действительно, за месяц до конфликта ЮКОС потерял 20% своей биржевой стоимости, упав в цене с 30 до 25 млрд долларов. Впрочем, похоже, что Chevron ? не единственная западная компания, решившая провернуть выгодное дельце: по признанию самого ЮКОСа, переговоры ведутся также с Exxon Mobil, Shell и Total.
Парадоксальность событий вокруг ЮКОСа заключается в том, что они, как пишет газета "Известия", "подталкивают российских нефтяных магнатов искать покупателей на Западе. Эти же события, с другой стороны, усложняют жизнь потенциальным инвесторам".
По признанию представителей Chevron, никакого конкретного решения не будет принято до марта 2004 года, то есть до президентских выборов, на которых Путин победит, и противоборство между властью и ЮКОСом неминуемо ослабнет. Ведь это не только экономическая война. Конечно, Михаил Ходорковский был одним из главных лоббистов энергетического соглашения между Россией и США, и власть упрекает его в частности в том, что он не только не вкладывает свои огромные прибыли в российскую экономику, но напротив, решил превратить ЮКОС в настоящую транснациональную компанию, оставаясь при этом в нефтяном секторе.
С другой стороны, дело ЮКОСа имеет и очевидный политический подтекст. Речь идет о делах десятилетней давности, когда всемогущий клан политиков и бизнесменов, объединившихся вокруг Бориса Ельцина ? те, кого вскоре окрестили Семьей, ? делили между собой куски распавшейся советской империи. Олигархи ? Березовский, Гусинский, Ходорковский, к которым позднее присоединился Абрамович, ? финансировали политиков из ельцинского клана в обмен на приватизационные привилегии.
Семья держала в руках все ? власть, экономику, СМИ. Но в момент подбора преемника Ельцина она сделала ужасную ошибку, вытащив из тени скромного кагэбиста Путина ? шефа секретных служб. Который, не удовлетворившись расстановкой на ключевые посты представителей своего окружения ? выходцев из армии, бывшего КГБ и милиции, решил окружить себя силовиками и в президентской администрации - структуре, где решается все.
Сегодня эти люди знают, что у Путина остался только один мандат и что им придется уйти вместе с ним, если они не сумеют укрепить свое политическое влияние и отнять у олигархов часть их экономического могущества. Ходорковский, открыто финансировавший оппозиционные партии, дал им повод к атаке. Ее цель ? с помощью судов поставить под вопрос те методы, с помощью которых ЮКОС приобретал свое богатство. Та же участь может скоро постигнуть и главу "Сибнефти" Романа Абрамовича.
Одновременно силовики поддерживают и финансируют депутатов "без этикетки", ориентирующихся на Путина (пятая часть депутатского корпуса), чтобы создать противовес официальной пропутинской партии "Единая Россия", которая по-прежнему контролируется Семьей и олигархами (через Александра Волошина, давнего члена этого клана, нынешнего главу президентской администрации).
Силовики и Путин также знают, что борьба с олигархами, которых ненавидит 80% населения страны, является настоящим двигателем предвыборной кампании. Охота на олигархов будет, таким образом, продолжаться по крайней мере до марта 2004 года, несмотря на экономические издержки этой стратегии. По этому поводу оппозиционная "Новая газета" пишет: "Президент заявляет, что нужно бороться с бедностью. Но как? Уничтожая богатых? Этот рецепт мы уже испробовали в 1917 году".