Массовый забой должен воспрепятствовать проникновению птичьего гриппа в ЕС
"Если они захотят украсть у меня кур, то я убегу с ними в лес", - в слезах кричит Галина Петровна. "100 рублей за курицу - это грабеж! Я тогда лучше заберу своих наседок и позже тайком продам их", - угрожает старушка.
Председатель деревни Сергей Юрьев даже не возражает. Сто рублей за забитую курицу - это меньше трех евро, 150 рублей за утку и 200 рублей за гуся - это смешно, соглашается худощавый высокий мужчина с бородой.
Мэр тоже обеспокоен. Утром он, сидя в темно-зеленом камуфляжном костюме в своем двухэтажном бюро, напоминающем барак, зажатом между химчисткой и почтой, сказал: "Если на наших птицефабриках, на которых работает большинство жителей, будут забивать птиц, то все пропало".
Вынужденным забоем птицы правительство хочет остановить распространение смертельного птичьего гриппа в России. Уже на протяжении многих недель вирус свирепствует в Сибири, он уже распространился на территории, которая по площади больше, чем вся Германия, и с каждым днем продвигается все дальше на Запад. Если три недели назад смертельно опасный вирус птичьего гриппа H5N1 поразил сотни птиц, уток и кур сначала только в районе Новосибирска, то сейчас уже в западносибирских регионах - Омске, на Алтае и в Тюмени - сообщили о появлении птичьего гриппа. Это затронуло и приграничный Казахстан, где один работник птицефабрики был даже доставлен в клинику с симптомами этого заболевания. Этот случай еще раз подтверждает, что птичья болезнь может передаваться людям. В Азии, а именно в Таиланде, Вьетнаме, Камбодже и в прошлом месяце впервые в Индонезии, от птичьего гриппа уже умерло в общей сложности 57 человек.
Всемирная организация здравоохранения считает вирус H5N1 настолько опасным, что уже предупреждает об опасности возникновения пандемии, похожей на ту, что была вызвана "испанкой" в начале XX века и унесла миллионы жизней. Позавчера МЧС России также предостерегло о том, что вирус может дойти до европейской части России и даже до ЕС, когда перелетные птицы прилетят обратно из Сибири. В Москве, по подсчетам эпидемиологов, птичий грипп "будет через полтора месяца, если он и дальше будет распространяться такими же темпами". В Германии в последний раз случаи возникновения птичьего гриппа были зафиксированы в 2003 году, когда вирус появился в Голландии и на одной птицефабрике в Нижней Саксонии.
"Вон сидят виновники", - школьница Катя, с гривой длинных светлых волос, указывает на пруд в деревне Суздалька со стаей диких уток. В середине июля в этой деревне, расположенной недалеко от крупного сибирского города Новосибирск, был зафиксирован первый на территории России случай птичьего гриппа. С тех пор в этом регионе уже более 4 тыс. кур, уток, гусей и индеек стали жертвой вируса, принесенного перелетными птицами. Дети принесли умерших диких уток домой. Через несколько дней начался поголовный падеж домашней птицы.
Тем временем милиционеры перекрыли оба въезда в деревню: тот, кому нужно было въехать или выехать, должен был проехать по пропитанной химикатами куче опилок, выйти из машины, вытереть ноги об опилки и открыть багажник. В деревне работники в белых защитных костюмах с масками на лице и в желтых перчатках делали анализ крови забитых гусей. Мертвых птиц кидали в пластиковые мешки и увозили на грузовиках, чтобы сжечь за пределами деревни. Одновременно мужчины в синей спецодежде опрыскивали деревянные перегородки курятников хлором, в то время как подвыпившие жители деревни уже с утра стояли около своих заборов и комментировали работы по дезинфекции.
Во дворе Валентины Коноваловой не видно ни клочка земли, везде вплотную друг к другу стоят куры. "Мои здоровые", - пытается она не пустить к себе во двор рабочих в спецодежде. "Я их больше не выпущу, если это запрещено. И я не дам им есть траву, буду кормить их капустой и простоквашей. Это убивает все бактерии".
Никакие уговоры не помогут. Губернатор Виктор Толоконский приказал уничтожить 65 тыс. домашних птиц. Охоту на диких уток в России тоже запретили, на всех российских птицефабриках введен строгий карантин. Однако многие эксперты сомневаются в том, что эти меры возымеют действие ввиду повсеместно распространенной халатности и коррумпированности чиновников.
В то время как Украина, Грузия, Белоруссия и Гонконг уже ввели запрет на импорт российских кур, главный ветеринарный врач России все еще пытается представить опасность не такой серьезной. "Людям в России в настоящий момент ничто не угрожает", - говорит Геннадий Онищенко, несмотря на массовый падеж птицы в Сибири. Пока только в Тюмени больницы готовы к возможному принятию большого количества больных птичьим гриппом.
А в Москве продолжают продавать птицу как ни в чем не бывало. И это притом что каждое пятое яйцо здесь из Сибири, в том числе есть яйца с птицефабрики "Боровская", которая находится в недавно зараженной Тюменской области. С тех пор как это стало известно, появляется все больше экспертов, которые требуют немедленного запрета на продажу сибирских яиц. "Они хотят уничтожить нашу птицеперерабатывающую промышленность, которая только-только встала на ноги. И снова хотят начать пичкать нас "ножками Буша", - ругается местный житель из Суздальки.
"Ножками Буша" в России до сих пор называют те куриные окорочка, которые ввозили из Америки во времена распада Советского Союза. Джордж Буш, отец нынешнего президента, тоннами посылал испытывающему нужду российскому населению кур - другого мяса между Санкт-Петербургом и Тихим океаном было не достать. Крестьянин говорит: "А от Америки мы не хотим еще раз попадать в зависимость".