Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 августа 2008 г.

Эдуард Штайнер | Die Presse

Тысяча слов правды

Всю жизнь Александр Солженицын бесстрашно держал перед своей страной зеркало, расплачиваясь за это лагерем, ссылкой и изгнанием. Но в конце пути его влияние стало несколько маргинальным

В конце это было похоже на примирение с властью. Так по крайней мере легче всего объяснить, почему Александр Солженицын, непримиримый боец с опиравшейся на КГБ советской системой, принял у себя выходца из спецслужб Владимира Путина и получил из его рук государственную награду. Еще 10 лет назад он отказался от попытки воздать ему по заслугам, предпринятой тогдашним президентом Борисом Ельциным, как в свое время, в 1990 году, Михаилом Горбачевым. Он обвинял Ельцина в том, что тот завел страну в бедность и распродал ее олигархам, а в заслугу Путину ставил начало процесса возрождения страны.

Однако, исходя из этого, было бы слишком близоруко полагать, что Солженицын принял путинское толкование истории и современности. У Солженицына другие, подлинные источники для размышлений, критерии оценки и ценностные идеалы, и именно они заставили его прийти к соответствующему заключению, которое он выразил не оглядываясь на конъюнктуру. "Я всегда был убежден в том, что я делал и никогда не действовал наперекор своей совести", - написал он в памятной книге стране, которая почти столетие жила в постоянной лжи. И эта убежденность может выглядеть и так, что Солженицын защищает войну, начатую Путиным в Чечне, но при этом порицает бывшего главу государства за его атаки на СМИ и за пропасть, которая пролегла между бедными и богатыми.

Он не демократ в западном понимании

Совпадает ли его видение с российским или с западным, Солженицына не волновало. И ему бы и в голову не пришло, что за то, что он педантично сформулировал преступления коммунизма, заплатив за это высокую цену своей собственной судьбой, он должен прослыть демократом в западном понимании. Ему было ближе рассматривать российскую демократию не как "кальку с Запада", заявил он в одном из своих интервью немецкому журналу Cicero. Он видел недостаток западного парламентаризма в том, что там все вертится вокруг получения власти.

Солженицын до последнего дня верил в "постепенное выстраивание демократических структур, исходящих из местного самоуправления". Здесь он возвращался к старой идее о государствообразующей древнерусской деревенской общности, которая была рождена приверженцами славянофильства в XIX веке. Солженицын сожалел о том, что его предложение не нашло поддержки. Но это не удивительно, если бросить взгляд на состояние деградировавших и обмельчавших деревенских структур в России. В этой связи действительно возникают сомнения в связи с необходимостью прилагать усилия именно на этом поприще

Мощная взрывная сила: "Архипелаг ГУЛАГ"

По сути, у Солженицына с момента его возвращения в Россию в 1994 году больше не было влияния. Телепрограмма, в которой он пропагандировал возрождение морали, вскоре исчезла с экранов якобы по причине отсутствия аудитории, его - частично исторические - книги вызывали лишь маргинальные дискуссии или вообще обрушивали на него обвинения в антисемитизме. Мощной взрывной силой слово Солженицына обладало полвека назад. В своем основном произведении "Архипелаг ГУЛАГ" (книга вышла в свет на Западе в 1973 году) писатель разоблачил сталинский террор, вызвав тем самым панику в среде советского руководства. Он был выслан из страны по обвинению в измене родине. "Слово правды весь мир перевесит", - скажет он в том же году на вручении запоздавшей Нобелевской премии.

Слово правды определяет и его биографию. Солженицын не только был вынужден в течение 25 лет смотреть из-за границы на то, как советская диктатура противится собственному окончательному краху. Еще до этого он заплатил за открытую переписку, в которой он критиковал Сталина и называл его "усачом": вернувшись с войны, Солженицын в 1945 году был приговорен к 8 годам лагерей по известной статье 58 - "антисоветская деятельность". Будучи по образованию математиком и физиком, он отбывал свой срок в научном исследовательском центре, что, по его словам, и спасло ему жизнь. В 1956 году он вышел на свободу, преподавал в деревне и посвятил себя писательской деятельности и истории. Уже вскоре его книги печатались только за границей.

"Он одним из первых поднял голос против сталинского режима в защиту людей, оказавшихся его жертвами, - заявил в понедельник экс-президент СССР Михаил Горбачев. - Его книги помогли людям увидеть, что на самом деле значил этот режим. Мы должны быть благодарны Александру Исаевичу за его вклад в то, что наша страна стала свободной и демократической".

Источник: Die Presse


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru