В прошлый раз Гагарин оказался в центре политического внимания в 1961 году, когда любимый сын города, Юрий, совершил свой первый космический полет и дал городу новое имя.
В четверг Гагарин снова попал в заголовки российских новостей, на сей раз речь шла о тихом российском городке. Автобусы, официальные лимузины и милицейские эскорты прогрохотали по его улицам. Они привезли президента Дмитрия Медведева, группу министров и глав ведомств, десятки журналистов и сотни представителей сил безопасности в камуфляже.
Медведев борется за внимание с тех пор, как получил свой пост в мае, и его поездка в Гагарин стала последним и самым громким событием в серии тщательно организованных публичных мероприятий, призванных позиционировать его как независимую политическую фигуру. Бытует мнение, что Медведев только называется президентом, в то время как реальная власть сосредоточена у его близкого друга Владимира Путина, который в этом году покинул президентский пост и стал премьер-министром.
По данным опроса общественного мнения, проведенного московской группой социологических опросов Левада-Центр, 36% россиян полагают, что за крупными решениями по-прежнему стоит Путин, и только 9% считают, что Медведев.
Отношения между ними в целом гармоничны, хотя новому президенту определенно хотелось бы выйти из тени предшественника.
Чтобы добавить веса своей скромной персоне, Медведев недавно начал копировать жесткий телевизионный стиль Путина, вплетая в свои официальные заявления словечки из сленга и уличного жаргона. Он часто грозил пальцем, сжимал кулаки и стучал по столу, когда вел тщательно спланированную и показанную по национальному телевидению встречу в Гагарине с участием владельцев мелкого бизнеса города и группой кающихся правительственных чиновников, специально привезенных из Москвы в качестве мальчиков для битья. Во время встречи Медведев представил новый план борьбы с коррупцией чиновников.
"Кто еще "кусается" не по делу?" - спросил он представителя мелкого бизнеса на встрече, призванной ознаменовать собой антикоррупционные действия.
Обратив свой взор к забеспокоившимся московским сановникам, в числе которых был министр внутренних дел, генеральный прокурор и глава налоговой службы, Медведев призвал выслушать глав агентств, о которых идет речь.
Затем он по очереди отчитал каждого министра за коррупцию в его организации, заявив: "Надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали "кошмарить" бизнес".
"В нашей стране очень важное значение имеют сигналы, - добавил он, имея в виду сигналы из Кремля. - Считайте, что этот сигнал дан".
Высказывания Медведева в четверг вызвали спекуляции о его расхождении с Путиным по вопросу правительственного вмешательства в бизнес. На прошлой неделе Путин обрушил фондовый рынок, раскритиковав российскую металлургическую компанию "Мечел" за ценовые манипуляции и тем самым резко понизив котировки акций "Мечела".
Приближенные президента и представители пресс-службы принялись развеивать подозрения, что комментарии были направлены в адрес Путина, или что в отношениях двух политиков возникла трещина.
Однако призыв Медведева перестать "кошмарить" бизнес прозвучал через несколько дней после истории с "Мечелом" и через неделю после того, как Роберт Дадли, главный управляющий директор ТНК-BP, совместного предприятия BP и группы российских олигархов, покинул Россию из-за преследований со стороны официальных органов власти.
Высказывания Медведева последовали за критикой со стороны одного из его советников, Игоря Юргенса, по поводу реплики Путина о "Мечеле". Юргенс заявил, что "неправильно" подрывать собственный фондовый рынок и уничтожать 60 млрд долларов.
Однако Медведев придерживается линии Путина, он требует от владельцев бизнеса платить налоги и выполнять закон. Аналитики, предрекавшие трения между двумя руководителями - близкими друзьями со времен Санкт-Петербурга, пока разочарованы в своих прогнозах. Российские правительственные чиновники стали вывешивать фотографии обоих политиков, не утруждая себя выбором одного из них.
"Большой вопрос, как будет работать этот двухголовый режим, - отметил один из журналистов, освещавших поездку в четверг. - Пока никто из нас не знает ответа".