Накануне первой годовщины войны России с Грузией Москва усилила боеготовность своих войск в Южной Осетии, ссылаясь на провокации. Наблюдатели опасаются нового обострения ситуации и вновь спорят, кто начал войну и был ли геноцид. Международная комиссия перенесла публикацию итогового доклада с 31 июля на конец сентября, сообщают СМИ.
Как пишет The Wall Street Journal, через год после войны в Грузии вновь разгорается спор о том, на кого следует возложить вину за конфликт, чуть не вернувший мир в эпоху холодной войны. В ходе пятидневной войны погибли сотни человек, грузинская армия была сокрушена, а две приграничные территории - Абхазия и Южная Осетия - остались, как говорится в статье, "под российской оккупацией". Западу пришлось решать, как реагировать на намерение Москвы установить свою "сферу влияния". Однако основные вопросы - кто виноват, каковы причины конфликта, и был ли геноцид? - остались без ответа.
Международная комиссия во главе с представительницей Швейцарии Хейди Таглиавини перенесла публикацию итогового доклада с 31 июля на конец сентября. На Таглиавини, утверждают эксперты и дипломаты, сейчас оказывается очень сильное давление - от принятого ею решения будет зависеть многое. Сообщается, что она опытный дипломат и работала в Боснии, Чечне и Абхазии до 2006 года.
По словам заместителя главы комиссии Уве Шрама, обе стороны в последний момент предоставили массу документации, которую необходимо дополнительно изучить.
Тем временем стороны продолжают отстаивать собственные версии произошедшего: в четверг в Тбилиси будет опубликован 40-страничный доклад с грузинским видением причин войны, а в субботу в Южной Осетии открывается музей геноцида. За прошедший год, отмечает корреспондент WSJ, на английском языке было опубликовано три книги об августовской войне - и все три занимают позицию, близкую к грузинской.
Москва предоставила международной комиссии так называемый "Приказ номер 2" от 7 августа 2008 года, в котором санкционируется восстановление "грузинской юрисдикции" в Южной Осетии. Если документ окажется подлинным, то он опровергнет заявления Тбилиси о том, что решение о вводе войск принималось в последний момент в ответ на ввод российских колонн. Грузинская сторона, в свою очередь, передала Таглиавини распечатки перехваченных телефонных разговоров о передвижении российских войск через Рокский тоннель рано утром 8 августа.
Как заключает издание, если комиссия заявит, что войну начала Грузия, а Россия применила чрезмерную силу в ответ, то статус-кво не изменится. Положение Абхазии и Южной Осетии могло бы измениться лишь в случае подтверждения грузинской версии событий. То, что за прошедший год республики были признаны лишь Никарагуа, похоже, не тревожит Кремль, отмечает автор статьи, ссылаясь на мнение политолога Сергея Маркова: это, наоборот, означает, что они будут привязаны к России, как Северный Кипр к Турции.
Между тем в преддверии годовщины августовской войны в Грузии российский военный контингент в Южной Осетии переведен в режим повышенной боеготовности, пишет сегодняшняя Die Presse. Российский МИД аргументировал повышенную боеготовность войск провокациями с грузинской стороны.
В последние дни на границе с Южной Осетией нередко случались перестрелки, и стороны осыпают друг друга обвинениями, сообщает издание, отмечая, что миссия наблюдателей ЕС, патрулирующая границу с Южной Осетией с грузинской стороны, не подтверждает фактов обстрела южноосетинской территории. Тем не менее представители ЕС не могут составить полную картину происходящего, поскольку власти Цхинвали отказывают им в доступе на территорию самопровозглашенной республики.
Россия усилила боеготовность частей, дислоцированных в Южной Осетии, и предостерегла Соединенные Штаты от перевооружения Грузии, пишет The Financial Times. Британское издание цитирует слова заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина: "Достойно крайнего сожаления, что американцы и дальше собираются накачивать военную машину Михаила Саакашвили".