Как пишет The Wall Street Journal, через год после войны в Грузии вновь разгорается спор о том, на кого следует возложить вину за конфликт, чуть не вернувший мир в эпоху холодной войны.
В ходе пятидневной войны погибли сотни человек, грузинская армия была сокрушена, а две приграничные территории - Абхазия и Южная Осетия - остались, как говорится в статье, "под российской оккупацией". Западу пришлось решать, как реагировать на намерение Москвы установить свою "сферу влияния". Однако основные вопросы - кто виноват, каковы причины конфликта, и был ли геноцид? - остались без ответа.
О напряжении в регионе накануне годовщины войны свидетельствуют и недавние заявления российской стороны, которая после грузинских "провокаций" привела свои войска в частично признанных республиках в состояние повышенной готовности; Тбилиси отрицает обвинения, отмечает автор статьи. Как заявила пресс-служба Кремля, во вторник президент Медведев обсудил со своим американским коллегой "уроки", которые можно извлечь из южноосетинского конфликта.
Международная комиссия во главе с представительницей Швейцарии Хейди Таглиавини перенесла публикацию итогового доклада с 31 июля на конец сентября, говорится далее в статье. На Таглиавини, утверждают эксперты и дипломаты, сейчас оказывается очень сильное давление - от принятого ею решения будет зависеть многое. Сообщается, что она опытный дипломат и работала в Боснии, Чечне и Абхазии до 2006 года.
По словам заместителя главы комиссии Уве Шрама, опубликование отчета о независимом расследовании было перенесено из-за того, что обе стороны в последний момент предоставили массу документации, которую предстоит дополнительно изучить.
Тем временем стороны продолжают отстаивать собственные версии произошедшего: в четверг в Тбилиси будет опубликован 40-страничный доклад с грузинским видением причин войны, а в субботу в Южной Осетии открывается музей геноцида. За прошедший год, отмечает WSJ, на английском языке было опубликовано три книги об августовской войне - все три занимают позицию, близкую к грузинской.
Москва предоставила международной комиссии так называемый "Приказ номер 2" от 7 августа 2008 года, в котором санкционируется восстановление "грузинской юрисдикции" в Южной Осетии. Если документ окажется подлинным, то он опровергнет заявления Тбилиси о том, что решение о вводе войск принималось в последний момент в ответ на ввод российских колонн. Грузинская сторона, в свою очередь, передала Таглиавини распечатки перехваченных телефонных разговоров, где воспроизводятся переговоры о передвижении российских войск через Рокский тоннель, отделяющий Россию от Южной Осетии, рано утром 8 августа.
Как заключает издание, если комиссия заявит, что войну начала Грузия, а Россия применила чрезмерную силу в ответ, то статус-кво не изменится - в западных столицах это и так уже знают. Положение Абхазии и Южной Осетии могло бы измениться лишь в том случае, если бы подтвердилась грузинская версия событий. То, что за прошедший год республики были признаны лишь Никарагуа, похоже, не тревожит Кремль. По словам политолога Сергея Маркова, это, наоборот, означает, что они будут привязаны к России, как Северный Кипр к Турции.