Много ли изменится в Иране, если Ахмадинежада сменит другой лидер? Принесет ли смена лидера в Иране какие-либо преимущества США и другим внешним силам, которые враждебно относятся к режиму Ахмадинежада? - ставит мысленный эксперимент журналист The Christian Science Monitor Дэн Мэрфи. И сам же отвечает на оба вопроса: "Вряд ли".
Хотя переизбрание Ахмадинежада в июне 2009 года было встречено протестами, с тех пор иранский президент и его сторонники укрепили позиции, подвергнув оппозицию жестоким гонениям. Свою финансовую и политическую власть увеличил КСИР, правящая элита беспрецедентно милитаризировалась.
В этом контексте можно вообразить себе Иран без Ахмадинежада, но труднее - Иран без КСИРа и сильного влияния этой организации на преемника Ахмадинежада, считает автор. "Вышесказанное вовсе не означает, что в Иране перемены невозможны или маловероятны. Но на горизонте не брезжит никакое событие, которое могло бы, как гром среди ясного неба, рассеять враждебное отношение Ирана к Западу, преобладающее почти все 30 лет после революции", - говорится в статье.
По мнению автора, несмотря на всю слабость демократии, в Иране все же не диктатура, реформаторам чинит помехи не один Ахмадинежад, а целое поколение политиков. Есть сведения, что многие миллионы иранцев хотели бы иметь более открытое политическое устройство и наладить отношения с остальным миром, но их возможность влиять на верхи пока, в лучшем случае, сомнительна. Многие аналитики считают, что ужесточение санкций против Ирана повредит рядовым иранцам намного больше, чем руководству страны, и в итоге даже укрепит могущество твердолобых, пишет автор, ссылаясь на опыт Ирака после первой войны в Персидском заливе. Оппозиционер Мир-Хусейн Мусави заявил, что санкции губительны, и призвал международное сообщество подумать о простых иранцах.