В споре вокруг деревянного креста население Польши раскололось на сторонников и противников церкви, считает обозреватель Sueddeutsche Zeitung Томас Урбан.
Попытка перенести мемориальный крест, четыре месяца назад установленный у стен президентского дворца в центре Варшавы в память о жертвах авиакатастрофы под Смоленском, привела к столкновению ярых почитателей погибшего президента Леха Качиньского с полицией, сообщает баварское издание. По мнению польских властей, более подходящим местом для подобного мемориала является расположенная неподалеку церковь Святой Анны.
Свое намерение вновь избранный президент Польши Бронислав Коморовский объяснил тем, что конституция страны предусматривает разделение церкви и государства.
Однако, продолжает автор публикации, лидер национал-консервативной оппозиции Ярослав Качиньский, брат покойного президента, обвинил Коморовского в том, что он встает на сторону "посткоммунистов и социалистов", которые-де всегда боролись за раскол между польским государством и Католической церковью. "В споре вокруг деревянного креста, - констатирует обозреватель, - в масштабных дебатах о историческом облике Польши и выстраивании современного гражданского общества столкнулись лбами два фронта".
Как говорится далее в статье, национал-патриотический лагерь проводит знак равенства между жертвами резни в Катыни 1940 года и погибшими в авиакатастрофе под Смоленском. Так, при содействии краковского кардинала Станислава Дзивиша лагерю Ярослава Качиньского удалось добиться, чтобы покойного президента похоронили в королевском замке Вавель, где покоятся национальные герои, короли и поэты. Часть национально-католической элиты говорит даже в связи с катастрофой под Смоленском о "персте Господнем", указывающем полякам на то, что им стоит воспротивиться влиянию западного общества, отринувшего Бога.
В связи с последними событиями церковь в Польше усматривает для себя возможность вернуть потерянное влияние, продолжает журналист. После падения Берлинской стены польские епископы настаивали на том, чтобы ведущая роль Католической церкви была зафиксирована в конституции, однако большая часть населения не торопилась наделять церковь привилегиями. И со временем поддерживаемые церковью кандидаты и партии стали все чаще терпеть поражение на выборах. Сегодня, пишет издание, лишь 40% поляков регулярно посещают мессы, а моральные принципы молодого поколения все больше соотносятся с поведением их сверстников на Западе.
Как пишет в заключение Томас Урбан, многие признаки свидетельствуют, что "борьба за крест" ознаменует собой победу тех, кто выступает за окончательное отделение церкви и государства.