Разливы нефти в Республике Коми на севере России сравнительно невелики и редко привлекают внимание СМИ, пишет из города Усинска журналист The Guardian Алек Лун. "Но они быстро разрастаются, угрожая популяции рыб, пастбищам и питьевой воде. По данным министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, в России каждый год разливается 1,5 млн тонн нефти. Это более чем вдвое превышает объем рекордного разлива Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году", - говорится в статье.
По мнению министерства природных ресурсов, главная проблема в том, что 60% инфраструктуры трубопроводной сети обветшало. "А при невысоких штрафах и небрежном контроле нефтяные компании считают более выгодным залатать дыры и засыпать разливы песком - или вообще ничего не делать - чем инвестировать в качественную инфраструктуру и полноценные очистки, полагают активисты", - сообщает Лун.
Устаревающая инфраструктура в Коми имела тенденцию к авариям, указывает журналист. "В 1994 году из-за разрыва трубопровода в Усинске выхлестнулось более 60 тыс. тонн нефти (по многим оценкам, цифра была вдвое больше) - один из крупнейших наземных разливов за всю историю. Разливы в 2013, 2014 и 2015 годах сбросили тонны нефти на снег и речной лед", - говорится в статье.
Как сообщил Greenpeace, в 2014 году его волонтеры организовали 10-дневный "нефтяной патруль", который обнаружил в районе Усинского месторождения, лицензии на которое в основном принадлежат "Лукойлу", 201 загрязненное место. На каждое была подана официальная жалоба, передает Алек Лун.
"По словам пресс-секретаря "Лукойла" Сергея Макарова, новая программа компании ликвидировала более 50 очагов разлитой нефти. Однако поскольку спутниковая съемка отразила несколько вероятных разливов в тех местах Усинских месторождений, куда у Greenpeace нет доступа, реальное количество загрязненных мест, вероятно, гораздо больше, чем 201", - полагает Василий Яблоков, координатор исследовательских проектов Greenpeace.
"Жители деревень в окрестностях Усинска жалуются на то, что частые разливы нефти загрязняют их питьевую воду, отравляют речную рыбу и северных оленей, от которых они зависят в смысле еды, и вызывают хронические заболевания, - сообщает Лун. - Статистика, собранная в 2010 году местными активистами в больнице Усть-Усы, села с населением в 1300 человек на реке Печора, которая пострадала от многочисленных крупных разливов, показала рост практически всех заболеваний".
Как сообщается в публикации The Guardian, спикер Сергей Макаров заявил, что "Лукойл-Коми" инвестирует 20 млрд рублей в экологические меры и в 2016 году заменит 370 км старых труб из 7 тыс. км трубопроводной сети региона.
В конце мая более 50 жителей Усть-Усы выступили с протестами против последствий бурений и планов создания нового нефтяного колодца поблизости от села. "Мы не просим нефтяные компании уйти, мы говорим: бурите по-новому, чтобы мы могли жить с чистым воздухом и водой, - сказала местный учитель биологии и активист Екатерина Дьячкова. - Конечно, мы зависим от нефтяных компаний, потому что другой работы нет".
По мнению Алека Луна, без жесткого давления ситуация вряд ли изменится. "Средняя доходность активов нефтяных компаний в России, по данным недавнего отчета Greenpeace, вдвое превышает таковую в других странах. Это происходит благодаря огромным правительственным налоговым льготам и субсидиям, а также "условиям, в которых нефтяные компании могут избежать полной финансовой ответственности за разливы нефти" и не заменять трубы, говорится в отчете".