В Алеппо идет решающий бой за Сирию. Его результат ощутит на себе и Европа, пишет обозреватель Die Zeit Андреа Бём.
"Речь идет не о военной победе или поражении: никто - несмотря на иллюзии противоборствующих сторон - уже не в состоянии выиграть эту войну при помощи оружия. В Алеппо решается будущее Сирии: станет ли она государством, в котором волна государственного насилия окажется благодатной почвой для взращивания следующего поколения исламских террористов, или страной, у которой еще есть шанс не допустить развития столь мрачного сценария", - продолжает автор статьи.
Режим Асада и его союзник в лице России пообещали повстанцам, которые сложат оружие, амнистию; а всем гражданским лицам, которые хотят покинуть восточные районы Алеппо, - проход через "гуманитарный коридор". "По сирийским государственным телеканалам демонстрируются кадры, на которых повстанцы якобы сдают оружие, а жители покидают опасные районы. Сами жители, однако, считают подобные сюжеты пропагандой, а гуманитарную помощь - издевательством". Тот, кто рискнет выйти на улицу за разбрасываемыми с вертолетов пластиковыми пакетиками с мармеладом, сахаром и зубной щеткой, может оказаться под обстрелом и попасть под авиаудар, говорится в статье.
Что касается существования "гуманитарных коридоров", об их судьбе пока вообще ничего не известно.
Если падет восточная часть Алеппо, отмечает журналист, фактически это будет означать конец сирийской революции, целью которой был не джихад, а Сирия без Асада.
По мнению автора, от подобного сценария выиграет как сам Башар Асад, который уже давно зависит от военной поддержки Москвы и Тегерана, так и джихадисты. На стороне джихадистов в последние месяцы выступает "новый старый" знакомый - возродившаяся с новой силой террористическая группировка "Джебхат ан-Нусра", сирийское крыло "Аль-Каиды". И если ИГИЛ (все три упомянутые организации запрещены в РФ как террористические. - Прим. ред.) из-за своих садистских репрессий внутри провозглашенного "халифата" вызывает все больше отторжения и оказывается под возросшим военным давлением, то "Фронт ан-Нусра", который в прошлом был его "братом по джихаду", а сегодня является конкурентом ИГИЛ в Сирии, взял на вооружение более хитрую стратегию.
"Джебхат ан-Нусра" прагматично и терпеливо приспосабливалась к тактике повстанческих группировок, сражаясь с ними бок о бок как против режима, так и против ИГИЛ. "Благодаря финансовой и прежде всего оружейной помощи из стран Персидского залива группировка стала незаменимой в военном плане для оппозиции, увеличив тем самым свои притязания на исламистскую власть", - пишет автор. Он указывает на то, что переименование группировки в "Фатах аш-Шам" и объявление "независимости" от "Аль-Каиды" является не более чем частью тактического маневра.
Как пишет далее автор публикации, все еще существующая, несмотря на захват территорий и продолжительные обстрелы, гражданская оппозиция представляет собой угрозу как для группировки "Фатах аш-Шам", так и для режима. "Пока она существует, существует и перспектива государства без диктатуры и джихада. Отличие только в том, что режим и ИГИЛ ставят перед собой цель уничтожить все эти структуры местного самоуправления, а "Фатах аш-Шам" делает ставки на то, что из-за отсутствия поддержки гражданские оппозиционные структуры окончательно развалятся и окажутся во власти группировки", - говорится в статье.
Хочется верить, продолжает журналист, что подобную перспективу понимают как в Берлине и Вашингтоне, так и в Москве - "чудовищный итог международной политики в Сирии будет касаться всех". С одной стороны, это свыше 400 тыс. погибших и более 10 млн беженцев, а также фактически развалившаяся страна. С другой - катастрофические последствия "войны с террором", объявленной Западом: ИГИЛ хоть и потерял часть подконтрольных территорий, однако поставил европейское общество на грань нервного срыва серией терактов. На этом фоне в самой Сирии в успешную конкурентную борьбу вступили джихадисты из "Аль-Каиды", подводит неутешительный итог автор статьи.
"Еще пару месяцев Москва с удовлетворением сможет констатировать, что ей удалось обойти США и Европу на Ближнем Востоке. Но и Кремлю придется признать, что в лице Асада он поддерживает все более непредсказуемого и влетающего в копеечку убийцу, которого ждет бесславный конец, как только он лишится иностранной военной помощи", - замечает автор публикации.
До сих пор все выглядело так, будто США и Россия договорились о военном наступлении на "Фатах аш-Шам", но не могут прийти к одному знаменателю в вопросе о судьбе режима Асада. Это, считает автор, приведет к одному: притоку боевиков в ряды джихадистов. Они уже извлекают выгоду из катастрофы в Алеппо: если им удастся прорвать кольцо на востоке города, они примерят на себя роль международного сообщества в том, что касается защиты местного населения от преступлений режима.
Альтернатива подобному развитию ситуации уже давно очевидна: немедленное прекращение авиаударов, снятие всех осадных колец, масштабная гуманитарная помощь сирийскому населению, освобождение всех политзаключенных, поддержка местных органов самоуправления как самое эффективное средство сдерживания влияния джихадистов.
Однако на сегодняшний день политическая воля к реализации этой стратегии отсутствует, констатирует автор. России нужно падение Алеппо, а Асад ощущает себя практически непобедимым благодаря российской поддержке. Как замечает аналитик вашингтонского Института Ближнего Востока Чарльз Листер, северо-запад Сирии может стать для "Аль-Каиды" "новым Афганистаном, только подсаженным на стероиды". И этот "новый Афганистан", пишет в заключение Андреа Бём, расположен практически у ворот Европы.