Жаль сегодняшних российских чемпионов. Новый российский флаг поднят, оркестр играет малоизвестную "Патриотическую песню" Глинки, а спортсмены молчат в замешательстве - слов у нынешнего российского государственного гимна нет. Десять лет назад под звуки триумфального крещендо и слова о "Союзе нерушимом республик свободных" каждого патриота охватывало глубокое чувство.
Однако СССР разрушен, а вместе с ним ушли символика и музыка, превозносящая коммунизм. Об этой потере сожалеют не только спортсмены. Президент Путин, чьи вкусы определяются его прошлым, связанным с КГБ, желал бы возврата старого гимна. Такого же мнения придерживается и большинство населения: по крайней мере, каждый может напеть его мелодию. И после долгого обсуждения и проведения национального конкурса, в ходе которого в Москве собрались претенденты на авторство гимна - включая популярную эстрадную певицу - победителя теперь должна определить Дума.
В окончательном списке числятся, по меньшей мере, 8 вариантов гимна, включая дореволюционное "Боже, царя храни", где в финальной части увертюры Чайковского 1812 года грохочут пушки. Советский гимн является в этом конкурсе фаворитом. Однако к нему нужно найти новые слова, так что здесь вновь пришлось прибегнуть к услугам почтенного либреттиста 87-летнего Сергея Михалкова. Его последняя версия гимна звучит так:
Могучие крылья расправив над нами,
Российский орел совершает полет.
И символ Отчизны - трехцветное знамя,
Народы России к победе ведет.
Это будет уже третий вариант гимна за последние 60 лет. Александр Александров написал свою знаменитую мелодию по указанию Сталина в 1943 году, когда советский диктатор раскритиковал "Интернационал" - большевистский гимн - решив, что он уж слишком интернациональный. Однако слова гимна, представлявшие собой отвратительный панегирик грузинскому монстру, его не пережили, и последующие 20 лет их - как и многого другого в Советской России - просто не было.
Россияне - музыкальная нация, которой почти столь же присущи показной блеск и парады, как и британцам. Однако частые политические перемены в России привели к тому, что стало трудно подобрать для гимна подходящую музыку, которая сохранилась бы на долгое время и была бы политкорректной. Мелодия 1812 года при большевиках была под запретом. К музыке Глинки прибегали уже дважды, но она нравилась лишь Борису Ельцину и Церкви. "Интернационал" ушел в небытие вместе с красным флагом. Царские кости наконец-то оставлены в покое, но никто не хочет увековечить его память в музыке. Скорее всего, когда звон кремлевских курантов возвестит о начале нового года, люди старшего поколения, тоскующие по прошлому, вновь будут вставать под звуки музыки, которая для каждого советского спортсмена символизирует победу и честь.