По мнению Запада, страны бывшего советского блока на Балканах и в Средней Азии должны принять и начать внедрение законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность. В этом процессе принимают активное участие такие международные институты, как ЕБРР. Этим странам приходится сталкиваться с огромными трудностями, прежде всего с коррупцией.
Крупнейшая в мире газовая компания акционерное общество "Газпром" не получила ни рубля помощи от Европейского банка реконструкции и развития. Это является серьезным исключением, поскольку ЕБРР, имеющий штаб-квартиру в Лондоне, за 10 лет своего существования инвестировал около 18 миллиардов евро в сотни приватизированных предприятий стран бывшего коммунистического блока. В случае с "Газпромом" подобная позиция банка стала следствием непрозрачности деятельности компании и того, что ее руководители укрывали свои финансовые интересы за деятельностью акционерного общества.
Поэтому в данном случае ни о каких противоречиях речи не идет. По мнению западных стран, переход восточных государств от централизованной экономики к экономике рыночной, как в России, так и в странах Восточной Европы, Балкан или Средней Азии, обязательно проходит через этап принятия и внедрения юридических норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Основываясь на опыте европейских стран, накопленном в данной области, ЕБРР с 1991 года приступила к реализации переходной юридической программы, в которой уделяется особое внимание многим моментам: банкротству, правам предприятий и управлению предприятиями, регулированию финансового рынка, сделкам с гарантией, телекоммуникациям. Всемирный банк и американское Агентство международного развития (AID) вносят свой ощутимый вклад с целью подготовки почвы для деятельности иностранных инвесторов.
Таким образом, спустя 10 лет после падения Берлинской стеры и всего за три года до возможного присоединения к ЕС десятка стран, пример "Газпрома" можно считать наиболее красноречивым: предстоит пройти долгий путь, чтобы заслужить доверие инвесторов.
13 ноября глава комиссии ЕС по вопросам расширения Гюнтер Верхеген представил доклад, в котором обратил внимание комиссии на то, что "коррупция, мошенничество и преступность в сфере экономики остаются во многих странах - кандидатах на вступление ходовой монетой, что приводит к утрате доверия со стороны граждан и дискредитирует реформы". В ЕБРР пришли к выводу о том, что волна приватизаций породила практику распродажи по низким ценам активов, принадлежавших различным группам, объединенным экономическими интересами. Этой практикой воспользовались, прежде всего, криминальные и олигархические структуры, выжившие после падения старых режимов.
Процесс реконструкции национальных экономик, как, например, на Балканах, приток капиталов в качестве международной помощи, может привести к расхищению финансовых средств. Картина еще больше омрачится, если вспомнить о том, что Группа финансовых действий против отмывания капиталов (GAFI) внесла в черный список стран, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием денег, Венгрию, Россию и Украину. Вместе с тем следует отметить, что программы реформ в сфере законодательства во многих странах с переходной экономикой привели за последние десять лет к созданию важных правовых норм. При этом в последнее время в данной сфере отмечается ускорение темпов реформирования. Вместе с тем, в регионе сложилась неоднородная ситуация в данном смысле.
Албании, Боснии-Герцеговине и Таджикистану еще предстоит ликвидировать отставание в данной области. Другие страны, Румыния или Польша, получая поддержку от международных институтов, очень быстро приняли новые законы. Однако проблема заключается в нежелании правительств добиваться выполнения этих законов, подчеркивается в ежегодном отчете ЕБРР.
Международный банк стал инициатором широкомасштабного проекта по разработке кодекса управления предприятием, к реализации которого приступили в России. Хьюго де Поммеро (Hugues de Pommereau), советник российского правительства по данному проекту, уточняет, что "этот кодекс должен применяться в обществах, объединяющих по меньшей мере 1 тысячу акционеров. Он должен быть одобрен Федеральной комиссией по недвижимости и представлен руководителями предприятия собранию акционеров". Некоторые общества уже приняли свои собственные кодексы поведения. И акционерное общество "Газпром" вот-вот примет свой кодекс! "Руководителям придется объяснять причины, по которым они не следовали принципам кодекса управления предприятием", - подчеркивает адвокат.
Россия постепенно восстанавливается после тяжелейшего кризиса 1998 года, потрясшего всю банковскую систему страны. В последнее время в этой стране начали проводиться реформы в таких областях, как права предприятий, налогообложение, смягчение валютного контроля, введение частной собственности на землю (это законодательство не распространяется на сельскохозяйственные земли). Должно быть принято и новое трудовое законодательство.
Еще один проект, находящийся в стадии реализации: реформа статуса судей. Этот проект предполагает признание местными юридическими органами решений, принятых международными судебными органами. В этом случае "инвесторы смогут воспользоваться акционерным правом, чтобы закрепиться в Российской Федерации, даже если местное законодательство в сфере предпринимательства находится под влиянием администрации", подчеркивает адвокат.
Молодой министр финансов Югославии Божидар Джелич стремится ослабить такого рода влияние. Вся его деятельность свидетельствует о твердом намерении осуществить юридические и демократические реформы в этой стране, совсем недавно освободившейся от власти диктатора Милошевича.
Другие государства, в частности Венгрия, Словения, Чехия и страны Балтии, несколько поотстали в плане осуществления перехода к рыночной экономике. Прага совсем недавно ускорила принятие реформ, направленных на усовершенствование прав предприятий и укрепление прав акционеров. Но несколько поспешно, поскольку пришлось возвращать этот законопроект в парламент на доработку, чтобы исправить в законе о торговле целый ряд формальных ошибок.
Характерной чертой, отличающей эту страну, является многообразие источников вдохновения для осуществления реформ. "Для урегулирования соглашений между компанией и дочерними фирмами за пример было взято немецкое законодательство. Так, например, компания могла потребовать от дочерней фирмы выполнить за нее некоторые положения, содержащиеся в основном контракте", - рассказывает представитель адвокатской конторы Gide Loyrette Nouel Франсуа Вит. В основе реформы, укрепившей эффективность охранительных мер, лежит французский опыт. В регламентировании биржевого законодательства преобладает англосаксонский опыт.
Если исключить пример Афганистана, где необходимо переделывать буквально все, государства Средней Азии, бывшие союзники социалистическому блоку, осуществляют шаги по реформированию законодательной базы. Казахстан уже осуществил важные реформы в сфере Гражданского законодательства, банковского права, прав предприятий. Под влиянием России и западных стран законы продолжают совершенствоваться, в процессе реализации находятся проекты по финансовому лизингу и системе франшизы.
Остается лишь один негативный момент, характерный для многих стран: отставание реформ в судебной системе. В некоторых странах, таких как Чехия, система правосудия действует недостаточно эффективно. С одной стороны, причина кроется в том, что законы приняты недавно и неправильно истолковываются. Другая причина заключается в том, что еще недостаточно широко распространена практика публикации решений судов. Дорогая сердцу Михаила Горбачева "гласность" не достигла пока желаемых высот.