Лоббирование на политическом уровне
Заявка на проведение чемпионата Европы 2008 года в России с самого начала оказалась под несчастливой звездой: поданная по истечении установленного срока, она была принята УЕФА только на основании даты, стоящей на документах. К слабым сторонам страны-кандидата относится отсутствие гарантированного финансирования строительства стадионов. Однако на лоббирование этой заявки был брошен весь политический вес России.
В дискуссиях, почему именно российская заявка должна получить добро на проведение чемпионата Европы 2008 года, президент Российского футбольного союза (и член исполкома ФИФА) Вячеслав Колосков приводит те же аргументы, что и УЕФА для обоснования своей программы по поддержке футбола на постсоветском пространстве: "УЕФА сделал своим принципом содействие футболу в нашем регионе. Проведение чемпионата Европы в Восточной Европе последовательно укладывается в эту стратегию".
Колосков такими высказываниями, преднамеренно или нет, накладывает на Европейскую футбольную ассоциацию моральные обязательства. Он знает, что некоторые из спонсоров УЕФА экономически заинтересованы в том, чтобы представить свою марку и продукцию на рынке будущего, и хотят попытать успеха в России. Этот факт мог бы сыграть важную роль при голосовании членов исполкома.
Поддержка ФИФА?
Кроме того, Колосков рассчитывает на поддержку членов исполкома УЕФА, которые по своим взглядам на спортивную политику относятся к лагерю президента ФИФА Йозефа Блаттера. Опасения российской футбольной общественности относительно того, что подавшие заявку национальные ассоциации, которые в мае на выборах президента ФИФА поддержали Блаттера против кандидата от УЕФА Иссы Хайяту, могут быть обойдены, Колосков парирует, переходя в наступление. Судя по всему, поддержка УЕФА Восточной Европы является для него путеводной нитью. "Наш основной противник ? это генеральный директор УЕФА Герхард Айгнер. Он не только к России, но и ко всему бывшему восточному блоку относится с большим недоверием, которое может рассеять только президент", - говорит Колосков.
Чтобы повлиять на голосующих членов исполкома УЕФА, задействован весь политический вес России. В странах, чьими гражданами являются члены исполкома, к лоббированию подключены российские послы. Президент Владимир Путин должен действовать на высшем государственном и экономическом уровне по образцу Билла Клинтона и Франсуа Миттерана (которые добились проведения в своих странах Олимпийских игр 1996 года и чемпионата мира по футболу 1998 года соответственно). Для группы инспекторов УЕФА был предоставлен приличествующий положению президентский самолет и специально построенный для них корабль. Мэр Москвы Юрий Лужков в связи с визитом этой группы в Москву представлял технологию разгона облаков, так что если Россия получит право на проведение чемпионата Европы, то он гарантированно пройдет под ясным небом.
Вопрос национального значения
Но если отложить в сторону спекуляции вокруг возможного влияния на решение о месте проведения чемпионата 2008 года и рассматривать только факты из отдельных заявок, то российская кандидатура кажется слишком уж "искусственной", она имеет, кроме того, типичные недостатки. Так, при выборе городов во внимание принимаются отнюдь не туристические центры, как, например, Сочи на черноморском побережье. По принципу Колоскова, предпочтение отдается городам, в которых все еще полностью отсутствует организационная инфраструктура, однако со стороны жителей и региональной администрации существует большая любовь к футболу. Одновременно выбор места проведения соревнований в регионах гигантского государства призван открывать возможность для возрождения туризма в стране, ведь Россия сейчас для большинства западных европейцев ? это только Москва и Санкт-Петербург.
Герман Ткаченко, депутат российской Думы, также видит в заявке, в частности, шанс модернизировать страну и по-новому организовать экономику в городах: "Организация и проведение такого знаменательного соревнования послужат не только развитию футбольной инфраструктуры России, но и дадут импульс для развития туризма, логистики и коммуникаций в нашей стране. То есть это вопрос национального значения".
Чрезмерно высокая потребность в инвестициях
Тем не менее в реальности это означает, что очень высоким международным требованиям должны соответствовать не только стадионы, которые надо по-новому планировать и перестраивать. В отличие от других стран-претендентов, здесь еще только предстоит создать полную инфраструктуру ? аэропорты (необходимые ввиду громадных расстояний), которые могут принимать большие пассажирские самолеты, отели с западными стандартами и телекоммуникационные центры для передачи видеоматериалов и иной информации. Ни в каких городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, пока не существует современной телефонной сети. Для ее создания необходимы очень большие средства, привлечение которых одно лишь государство гарантировать не может, не говоря уж о том, чтобы выделить таковые из бюджета.
На непосредственный доход от проведения чемпионата Европы российская экономика рассчитывать не может (хотя выгода от проведения, например, Олимпийских игр 2012 года, если российская заявка будет утверждена, очевидна). Бюджет страны понесет лишь незначительную часть издержек - около 250 млн долларов, в то время как регионы, которые извлекут пользу из создания и последующего использования инфраструктуры чемпионата 2008 года, призваны профинансировать львиную долю расходов из своих бюджетов. Кроме того, к сооружению и эксплуатации стадионов и других сооружений будут привлечены многочисленные частные инвесторы.
Согласно расчетам, для проведения чемпионата Европы необходимо 1,5 млрд долларов инвестиций. Стоимость одного лишь строительства семи стадионов ? 800 млн долларов. По сравнению с этим организационные расходы в сумме 56 млн долларов кажутся не такими уж большими. Надо сказать, что русские не поскупились на расходы на презентацию своей страны в качестве претендента на конгрессе УЕФА в Стокгольме в апреле. Это мероприятие обошлось футбольному союзу и его функционерам в 300 000 долларов.
Открытые вопросы
Однако финансирование ? это не единственная трудность, на которую пока что натолкнулась российская заявка. По требованию УЕФА представленный план должен быть переработан, потому что строительство новых стадионов следует завершить к 1 сентября 2006 года, в то время как в нескольких российских городах дата их сдачи запланирована на 2007 год.
Кроме того, после чемпионата мира 2002 года в Южной Корее и Японии в обеих странах внимание общественности сильнее, чем обычно, было привлечено к теме продажи билетов. Действительно, была возможность бронировать билеты на матчи через интернет вместе с билетами для проезда к местам проведения чемпионата ? однако те, кто рекламировал эту услугу, оставили без ответа такие существенные вопросы, как место и время получения билетов. К тому же при установленных ценах на билеты от 80 франков (игры в группе) до 150 франков (финал) значительные слои местного населения не могли себе позволить присутствовать на финальных играх, поскольку цены для некоторых превышали их средний доход.
Для представленного плана, в котором остаются непроработанными многие вопросы, характерен ответ Германа Ткаченко, депутата российской Думы и президента клуба "Крылья Советов" из Самары (планируемое место проведения соревнований). Когда инспекторы УЕФА спросили у него о возможности организации трансферта болельщиков из аэропорта на стадион, Ткаченко говорил об автобусах и такси, а позже выяснилось, что по тем же маршрутам ходят еще и пригородные поезда.