Берегись, Голливуд! Лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, большой любитель фильмов, приказал, чтобы крошечная киноиндустрия его страны вступила в конкуренцию с большим кинобизнесом.
Ким, который известен в своей стране как "Любимый руководитель", недавно нанес визит в киностудию Пхеньяна, чтобы лично дать свои наставления.
Его призыв был очень воинственным.
"Он сказал, что мы не выдерживаем конкуренции с американскими и европейскими фильмами. Мы должны превзойти американские фильмы", - сказал в интервью репортерам Ким Ман-сок, руководитель отдела киностудии по продаже фильмов за рубеж.
В Северной Корее Любимый руководитель получает все, что он захочет. Поэтому первый международный блокбастер уже намечен в производство.
"Плохие фильмы не могут выйти на международный рынок, - поясняет Ким Ман-сок. - Поэтому в этом году мы боремся за то, чтобы произвести хорошие фильмы. Первый фильм будет называться "Секрет двух рук".
В этом фильме рассказывается о судьбе Рикидодзана, знаменитого борца, корейца по происхождению, который был национальным героем в Японии в 1960-70-е годы.
Фильм снят совместно с китайской киностудией.
Советский диктатор Ленин рассматривал кино как средство пропаганды, и коммунистические северокорейские кинорежиссеры - которые подчиняются отделу пропаганды и агитации - щедро снабжают свои фильмы идеологией.
"В северокорейских фильмах плохие актеры, эти фильмы скучны, и в них в больших дозах содержится идеология, - говорит Андрей Ланков, российский ученый, работающий в Сеуле. Он жил в Пхеньяне в 1980-е годы, а недавно вновь посетил его. - Но фильмы Шин Санг-ока отличаются от остальных северокорейских картин, и люди стоят в очередях, чтобы попасть на них".
Шин Санг был южнокорейским кинорежиссером. В одном из самых загадочных эпизодов холодной войны он отправился в Северную Корею, чтобы спасти свою жену, актрису Чжу Юнь, которую похитили в Гонконге и вывезли в Северную Корею в 1978 году. Северокорейцы утверждают, что Санг добровольно решил остаться в их стране.
Ким Чен Ир поручил Шин Сангу улучшить качество фильмов. Пока что самой знаменитой работой Санга стал фильм "Pulgasari" 1985 года о монстре, напоминающем Годзиллу, который помогал крестьянам и боролся с помещиками.
Шин и его жена сбежали из Северной Кореи в 1986 году, и, соответственно, его имя в северокорейской киноиндустрии померкло.
Прогулка по территории киностудии Пхеньяна дает представление о том, какой вид кинопродукции здесь предпочитают. Здесь стоят декорации традиционной северокорейской деревни у горы Пэктусан, где родился Ким Чен Ир.
Что самое интересное, здесь есть декорации таких признаков капиталистического мира, как южнокорейский бар - вероятно, для того, чтобы снимать здесь сцены из упаднической жизни капиталистического общества.
Один из экспертов считает, что Ким требует лучших фильмов из-за нелегальной конкуренции на внутреннем кинорынке. В середине 1990-х годов в Северную Корею через границу с Китаем хлынул поток заграничных фильмов и мыльных опер. С тех пор под влиянием конкуренции с этой кинопродукцией качество северокорейских фильмов существенно улучшилось, в них стало меньше идеологического контекста.
"Их пропаганда заявляет: сейчас наши фильмы улучшились, и нам не нужно смотреть иностранные фильмы", - говорит Брайан Майерс, преподаватель курса о Северной Корее в одном из южнокорейских университетов.