Вчера Россия предупредила, что нарастающая шумиха вокруг отравления в Лондоне Александра Литвиненко, бывшего агента КГБ, наносит вред отношениям между двумя странами.
В заявлении, сделанном на фоне прибытия в Москву прошлым вечером следователей британской полиции для крайне необычного совместного расследования с российскими коллегами, Сергей Лавров, российский министр иностранных дел, обрушился на то, что он назвал "политизацией" дела, и отметил, что это вредит двусторонним отношениям.
Британские следователи и чиновники отказываются исключать возможность того, что Литвиненко мог быть убит в результате заговора с участием бывших или нынешних членов российских сил безопасности в рамках российских политических интриг.
Вчера Генеральная прокуратура России подтвердила, что получила от Скотланд-Ярда просьбу о содействии в расследовании смерти Литвиненко. Он скончался после отравления радиоактивным полонием-210. Его смерть привела к панике вокруг общественного здоровья в Великобритании: в отдельных местах и у некоторых людей были выявлены признаки радиации, а также временно были приостановлены полеты нескольких самолетов авиакомпании British Airways после того, как проверка дала положительный результат.
Москва была особенно возмущена сообщениями в лондонских газетах о том, что Москва пыталась предотвратить публикацию предсмертного письма Литвиненко. "Это наносит ущерб нашим отношениям, - процитировали слова Лаврова российские новостные агентства. - Мы говорим и о необходимости избежать спекуляций по этой теме. Если у англичан есть вопросы, они должны быть направлены по линии правоохранительных органов, между которыми существуют соответствующие контакты".
Высокопоставленный британский чиновник отметил: "Россияне плохо отреагировали на сообщения в СМИ, однако это не в наших силах и было бы неправильно, если бы мы попытались подавить значимые внутренние дебаты о том, почему на улицах Великобритании убили российского эмигранта с британским гражданством". По словам чиновника, англо-российские отношения непросты уже "несколько лет", и их осложнила враждебная реакция Москвы на то, что Соединенное Королевство предоставило убежище оппонентам правительства, включая Бориса Березовского, уехавшего из России российского бизнесмена.
В это время Джон Рид, министр внутренних дел Великобритании, информировал своих коллег по ЕС в Брюсселе по делу Литвиненко. Насколько известно, в планы британских следователей входят беседы, как минимум, с тремя россиянами, которые встречались с Литвиненко 1 ноября, в день, когда он заболел.
По данным источников в европейской полиции, одна из проблем, с которой сталкиваются британские следователи, это разоблачение темного прошлого некоторых свидетелей в атмосфере опасений, что смерть Литвиненко, возможно, имеет смысл только в рамках более широкого заговора, включающего политические интриги и покушения, возможно, при поддержке государства.
В пятницу британские власти сообщили, что у Марио Скарамеллы, итальянского контакта Литвиненко, были обнаружены следы радиоактивного полония-210 в количестве, достаточном для опасений за его здоровье.