Спецслужбы с неохотой признаются в том, что тоже допускают ошибки. Новый доклад США по иранской ядерной программе внес радикальные изменения в оценку существующей ситуации
Тот факт, что 15 ведомств США в своем новом совместном анализе одновременно меняют целый ряд прежних оценок относительно иранской ядерной программы, а некоторые из них категорически опровергают, можно назвать настоящей премьерой - а также уроком, извлеченным из иракского провала, когда спецслужбы после вторжения были вынуждены сложа руки наблюдать за тем, как их панические заявления относительно якобы существующих в стране Саддама Хусейна складов с оружием массового поражения оказываются ошибочными.
Новый доклад по Ирану американских спецслужб расходится с существовавшим до сих пор консенсусным анализом от мая 2005 года по двум существенным пунктам. Во-первых: 2,5 года назад авторы анализа "с большой долей уверенности" пришли к заключению, что Тегеран "решительно настроен" вопреки международному давлению разрабатывать ядерное оружие. Подобная точка зрения еще в начале этого года поддерживалась высокопоставленными представителями американских спецслужб во время слушаний в Конгрессе.
Теперь спецслужбы от нее отмежевываются. В прошлом месяце всплыла "новая информация", говорилось во вторник в Вашингтоне - но какая, не пояснялось. И снова "с большой долей уверенности" спецслужбы теперь заявляют, что Иран уже в 2003 году прекратил реализацию своей ядерной программы из-за внимания международного сообщества, а также дипломатического давления, заморозив ее на несколько лет. Реализация программы, по всей видимости, не происходит и сегодня.
Итог этого доклада: решения Тегерана ориентированы на соотношение "затрат и пользы", страна реализует свои ядерные планы не без оглядки на политические, экономические и военные затраты. Но что на самом деле планируют власти в Тегеране, для Вашингтона остается загадкой: "Планирует ли Тегеран в настоящее время разрабатывать ядерное оружие, мы не знаем", - признаются спецслужбы. Странное признание для правительства, которое до сих пор, казалось, точно знало, что Тегеран всеми силами стремится получить бомбу.
И во-вторых: в мае 2005 года американские спецслужбы демонстрировали свою уверенность в том, что могут определить тот промежуток времени, в который Иран будет готов к созданию ядерной бомбы - самое раннее с 2010 по 2015 год. В новом докладе - по крайней мере в опубликованных его отрывках - речь о создании бомбы совсем не идет. Вместо этого временной промежуток с 2010 по 2015 год называется самым ранним сроком, когда программа Тегерана в техническом плане продвинется вперед настолько, чтобы иметь возможность производить достаточное количество сверхобогащенного урана для ядерных боеголовок - существенное отличие, поскольку производство необходимого количества урана еще не означает то, что бомба уже создана и находится в боеготовности.
Власти в Тегеране с одобрением встретили "исправления" в новом докладе США. Однако даже при том, что новый доклад получился менее драматичным, чем анализ 2005 года, подозрение в отношении Ирана остается. Поскольку, с одной стороны, анализ устанавливает, что Тегеран - по информации США - до осени 2003 года разрабатывал секретную ядерную программу, так что недоверие в отношении Ирана оправдано. Режим до сих пор постоянно отрицал факт военных ядерных исследований.
С другой стороны, спецслужбы утверждают, что Тегеран, по их оценкам, по крайней мере, "не исключает возможности разрабатывания ядерного оружия" и имеет "экономические, технические и промышленные мощности для того, чтобы производить ядерное оружие, если решение по этому поводу будет принято". Иран мог бы воспользоваться знаниями, которые он получает при эксплуатации ядерных реакторов, известных МАГАТЭ и контролируемых им. Сюда относится и завод по обогащению урана в Натанзе.
Суждения и оценки, изложенные на бумаге, получились не такими однозначными, как может показаться на первый взгляд. "Подобные высказывания не содержат фактов, доказательств или осведомленности", - говорится в докладе. Анализ лишь оценивает имеющуюся информацию - одна часть которой, по мнению спецслужб, является достоверной, другая не очень - и пытается сделать из этого приемлемые выводы. Выводы затем подкрепляются комментариями относительно того, насколько точными могут быть данные оценки.