Международные СМИ продолжают обсуждать выборы в Госдуму РФ, критиковать предполагаемые манипуляции и реакцию некоторых мировых лидеров, прежде всего Николя Саркози, которые "поздравили" Путина, не найдя взвешенных формулировок. Надо ли было идти на нарушения ради дополнительной дюжины голосов для "ЕР"?
Немецкая Die Welt озаглавила свой комментарий "Как манипулировали выборами в России".
Во время думских выборов, состоявшихся на прошлой неделе в России, была проведена, пожалуй, самая циничная операция под кодовым названием "парламентские выборы", какую только переживала страна после развала Советского Союза, полагает московский корреспондент издания. При этом, конечно, доподлинно неизвестно, были ли результаты выборов сфальсифицированы в тех масштабах, о которых говорят оппозиционное политики.
Как ни странно, полагает автор, это далеко не самое важное. Намного важнее бессовестное использование позиций власти как в центре, так и в регионах в интересах кремлевской партии, а также подавление любого самого ничтожного волнения со стороны оппозиции. В столице лидером предвыборного списка "Единой России" был президент. Владимир Путин спокойно сидел в Кремле, несмотря на то, что по закону он должен был на некоторое время сложить с себя полномочия. Регионам был послан сигнал: тот, у кого власть, обладает и правом, а тот, у кого есть право, может его использовать по своему усмотрению.
К чему же тогда такая нервозность в отношении небольших групп "инакомыслящих"? - задается вопросом Манфред Квиринг.
Кремлевские власть имущие ощущают неуверенность. Они сами не верят в собственные фальсификации, они знают о том, что нелегитимны, им знакомы трюки, при помощи которых они удерживают власть в своих руках. Им известны и реальные ресурсы, а также реальное положение дел в стране. Им хорошо известно, что якобы стабильная и претендующая на статус мировой державы Россия на самом деле далека от того образа, который пытаются насадить кремлевские пиарщики. Это приводит к насилию и манипуляциям внутри страны, а также к браваде во внешней политике, к которой хоть и стоит относиться серьезно, но бояться не надо. Россия так же далека от статуса великой державы, как "суверенная демократия" Кремля от настоящей демократии, заключает автор.
Издание The Weelkly Standard публикует объемную аналитическую статью Майкла Вейсса, заместителя редактора журнала Jewcy.
Единственная крупная неожиданность, связанная с парламентскими "выборами" в России, которые, наверно, сам Дягилев не смог бы лучше срежиссировать, состоит в том, что смерть демократии оплакивают даже коммунисты, иронизирует Вейсс. Геннадий Зюганов сказал в воскресенье: "Хочу обратиться к власти: остановитесь, вы просто насилуете всю страну". Коммунисты будут единственной оппозицией "Единой России" в Думе, указывает он. Поэтому будет вполне простительно, если кто-то посчитает сегодняшнюю Россию фактически однопартийным государством.
Автор перечисляет злоупотребления власти в ходе предвыборной кампании, указывая, в частности, что Союз Журналистов России обнаружил, что с 1 октября по 22 ноября три государственных телекомпании ("Россия", "ТВ Центр" и "Первый канал"), а также две основных частных (НТВ и "Рен-ТВ") отдали 90% эфирного времени в прайм-тайм, выделенного для предвыборной агитации, прямой пропаганде "Единой России" и Путина. 75% времени в выпусках новостей на этих каналах тоже уделялось "Единой России" и Путину, несмотря на тот факт, что, как подметил Роберт Коулсон с "Радио Свободная Европа", они не обсуждали "никаких более замысловатых вопросов, чем лозунг "План Путина - победа России". Какое воздействие должно оказывать на все население подобное усыпляющее занудство, стало бы интересной темой для диссертации в области психологии масс, посмеивается Вейсс.
Многие спрашивают, почему Путин предпринял столько усилий, чтобы добиться победы, которая и так была неизбежна и, на первый взгляд, дала "Единой России" всего 12 добавочных мандатов в отмирающем законодательном органе. Одна из причин, по которой он отказался от обычая постсоветских президентов и связал себя с определенной партией, - это губернаторы 89 административных регионов России. В этом году 65 губернаторов возглавляли местные списки "Единой России", что дало партии и ее новому марионеточному главе неограниченный контроль над всеми региональными структурами.
Бывший советник Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов несколько дней назад опубликовал в "Ежедневном журнале" статью, где заявил, что "2 декабря - это спецоперация". Илларионов провел мрачные параллели между только что завершившейся кампанией и теми, которые предшествовали выборам в Верховный Совет в 1937 году и в рейхстаг в 1933. И все же, полагает автор, мы пока не дошли до ситуации, когда между прошлым и настоящим России можно поставить знак равенства в историческом плане, не говоря уж о нравственном.
Британская The Financial Times по следам российских выборов особо обращает внимание на международную критику французского президента, слишком рьяно приветствовавшего победу Путина.
Вчера выяснилось, что президент Франции Николя Саркози выбился из шеренги глав государств Евросоюза своей реакцией на парламентские выборы в России, которые стали объектом всеобщей критики: он позвонил президенту Владимиру Путину, чтобы "поздравить" его с победой.
Сравнительно одобрительная реакция Саркози ставит его по другую сторону баррикад от правительства Германии, назвавшего эти выборы "не свободными, не честными, не демократическими", и руководства Великобритании, потребовавшего немедленно провести расследование относительно нарушений, которые, как предполагается, имели место в ходе выборов, пишет газета.
Тему продолжает швейцарская Le Temps, которая приводит комментарии по поводу "поздравления" Николя Саркози.
Так, Патрик Бодуэн, почетный председатель Международной федерации по правам человека, сказал: "Никем не поддержанная реакция Саркози одновременно недоступна пониманию и скандальна". "Я считаю, что не было необходимости в таком чрезмерном рвении, которое не делает чести Франции. Выражать поддержку Путину после единодушно осуждаемых выборов - значит компрометировать себя и противоречить официально декларируемой позиции" об обязательном соблюдении прав человека. "Это жестокий удар, нанесенный демократам и правозащитникам в России как раз в тот момент, когда становится очевидным авторитарный уклон режима Путина".
Депутат от зеленых Ноэль Мамер заявил: "Это вполне в духе горячих приветствий, которые Саркози направил сначала диктатору Каддафи, а затем Идриссу Деби, пытающему оппозиционеров. Теперь настал черед Путина, ставшего новым русским царем". Депутат сказал, что российский президент "жульничал, все об этом знают", особо упомянул он "99-процентную явку в Чечне". "Это напоминает политическую непристойность: Саркози заключает Путина в объятия и горячо его поздравляет. Откровенно говоря, если президент Республики так представляет себе демократию, это вызывает беспокойство за наше будущее".
Итальянская Corriere della Sera обсуждает формулировку своего премьер-министра. Романо Проди в разговоре с Путиным избрал третий путь - между критической позицией Джорджа Буша и горячими приветствиями Николя Саркози, указывает издание.
Чтобы избежать поздравлений по случаю победы на чрезмерно "прозрачных" выборах - настолько "прозрачных", что у граждан оставался не слишком большой выбор, за кого голосовать, - в понедельник президент Соединенных Штатов не позвонил президенту Владимиру Путину, тогда как французский президент поторопился передать по телефону "горячие" поздравления. Председатель совета министров Италии вчера ответил на телефонный звонок Путина и в ходе беседы произнес такие слова: "Объясни мне, что нужно сделать, чтобы получить столько голосов". Corriere della Sera поясняет, как нужно интерпретировать эту фразу.