Жила-была большая, страшная и темная сила. Она тайком создавала опасное оружие, которое должно было сделать ее непобедимой и позволить ей уничтожить другие страны. Ее вождь постоянно изрыгал страшные угрозы. И ни одна из светлых сил не знала, как победить эту темную силу. Страх перед ее оружием все нарастал. Часы безжалостно отмеряли время. До тех пор, пока однажды, о чудо, не объявился волшебный спаситель, National Intelligence Estimate, и не избавил мир от священного трепета перед темной силой. И вдруг все прозрели: она вовсе не гонится за каким-то оружием. Она просто блефует. Оказалось, что все не так уж и страшно.
В понедельник, можно сказать, взорвалась бомба. Потому как доклад Национального совета спецслужб США - объединения шестнадцати американских спецслужб, посвященный иранской атомной программе, в корне противоречит ключевому утверждению американского правительства. Тегеран остановил программу по созданию ядерного оружия четыре года назад, говорится в докладе, и с тех пор не возобновлял ее. Эта оценка лишила агрессивную антииранскую риторику ее прежней остроты. Что бы в администрации президента Джорджа Буша ни говорили теперь по поводу этого доклада, позор несмываем. Оба главных кризиса периода правления Буша, во внешней политике и в политике безопасности, связаны с Ираком и Ираном. В Ираке спецслужбы ошиблись - и подставили президента. В Иране исправившиеся тем временем спецслужбы, к счастью, смогли своевременно уберечь главнокомандующего от ложного пути. Утешение, хотя и слабое.
Явное удовлетворение и даже насмешки многих, предостерегавших от войны с Ираном, - их список велик и включает в себя общеизвестных сторонников мягких мер в лице как Владимира Путина, так и главы МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи - вот что предстоит вынести американскому правительству. Политические последствия - более тяжкие. Израиль, например, энергично возражает американским спецслужбам. Тема Ирана имеет для Иерусалима жизненно важное значение. Открытый разрыв с Вашингтоном, большим братом, может оказаться фатальным. Перед угрозой раскола оказывается также с трудом слепленная коалиция из постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии, которая всего несколько дней назад, чтобы вынудить Тегеран прекратить работы над его ядерными проектами, договорилась об ужесточении санкций в отношении Ирана. А американская система противоракетной обороны, элементы которой планируется разместить в Польше и Чехии, сеющая раздоры внутри НАТО и озлобляющая Россию? Надо полагать, что споры о ее судьбе вскоре возобновятся.
От поражения к катастрофе. Как ни парадоксально, но американские спецслужбы с их неожиданной честностью не только вернули прежнее, казалось, исчезнувшее, доверие, но и посеяли новое. Они бездарно опозорились в Ираке, а два года назад приписали Ирану активные усилия по созданию ядерного оружия, и теперь оказалось, что они снова были неправы. Кроме того, очевидно, у их израильских коллег имеются другие данные. Кто лучше проинформирован? Кто и в чем прав? Каковы тут политические интересы? Ни один наблюдатель не сможет ответить на эти вопросы, опираясь исключительно на свой опыт или собственные критерии. Однако если распространение оружия массового поражения является наибольшей глобальной опасностью для мира во всем мире, то роль данных спецслужб только возрастает. Их ценность в общей оценке положения никогда не была столь высока, как сегодня - как, впрочем, и их бесполезность. Верить на слово уже никому нельзя.
Жила-была большая, страшная и темная сила. Но стоп, таковой Иран остается и сегодня. Ахмадинежад - это не только сказочный, но и реальный злодей. Он хочет уничтожить Израиль, занимается обогащением урана, хотя страна располагает большими запасами нефти как источника энергии, и он, если захочет, всегда сможет превратить мирную атомную программу в военную. Опасность, которая исходит от его режима, не столь велика, как утверждалось ранее. И это хорошо. Но было бы лучше, если бы ее не было вовсе. Хорошо смеется тот, кто смеется последним.