Возможность обращения в иностранные суды для решения деловых конфликтов, сохранявшаяся в течение 20 лет для иностранных компаний, работающих в России, оказалась под угрозой после постановления Верховного Арбитражного суда, аннулировавшего положения некоторых контрактов, прежде защищавшие иностранные компании от преследования в российских судах, пишет Financial Times. Как отмечает издание, московские адвокаты воспринимают этот шаг как "захват власти" и "попытку "юридических протекционистов" защитить суверенитет российских судов от посягательств иностранных юрисдикций", указывающую на "возрождение национализма на всех уровнях" после возвращения Владимира Путина к власти. "По сути это означает, что если у вас возникает корпоративный спор, он может разрешаться только в России", - комментирует Андрей Гольцблат, управляющий партнер юридической компании Goltsblat BLP.
Адвокаты отмечают, что возвращение Путина придало смелости консерваторам из элит, и эти политические сигналы не остались незамеченными российскими судьями, пишет издание. Новый тон стал очевиден уже через несколько дней после инаугурации Путина, когда председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов заговорил о "недобросовестной конкуренции" со стороны иностранных судов и даже предложил в некоторых случаях вводить санкции против лиц, подающих в суд на российских граждан за границей, если решение суда противоречит российскому законодательству. Позже ВАС принял решение, которое может изменить лицо международных коммерческих споров в России, признав трехлетний спор Sony с "Русской телефонной компанией" подведомственным российскому суду, хотя контракт РТК с Sony запрещал рассмотрение конфликтов в российских судах.
В ВАС заявили, что это решение никак не связано с новой протекционистской доктриной. Однако московские юристы настроены скептически и считают дело Sony против РТК пробным камнем в расширении юрисдикции российских судов, отмечает корреспондент Чарльз Кловер. По мнению советника лондонской юридической фирмы Hogan Lovells Александра Скарда, новый юридический прецедент может нанести ущерб инвестиционному климату в России. "В конечном итоге, попытка заставить стороны рассматривать споры в России расходится с заявленной целью улучшить инвестиционный климат в России, особенно если стороны не доверяют судам", - цитирует слова Скарда издание.