Вчера бывший глава "Энрона" Кеннет Лэй не явился на слушания по делу своей бывшей компании в Конгрессе. В последнее время общественность интересуется его личными финансами. Многие говорят, что он не так беден, как утверждает его семья.
Как и его бывшие работники, Лэй владеет обесценившимися акциями "Энрон", в его случае это три миллиона. Но в отличие от простых сотрудников он смог в течение трех последних лет продать акции на сумму около 100 млн. долларов, одновременно призывая остальных покупать обреченные акции. Кроме того, он владеет акциями других компаний, в советы директоров или руководства которых он входил ? в частности фармацевтической компании "Eli Lilly" и производителя компьютеров "Compaq" - на общую сумму в 10 млн. долларов.
Семья Лэя выставила на продажу три дома и участок земли на горнолыжном курорте Аспен ? в том числе коттедж площадью 1400 кв.м. - на общую сумму в 15 млн. долларов. Кроме того, Лэи могут продать свой дом в Техасе.
Однако им вряд ли придется жить на улице. Семья владеет еще десятком особняков в Техасе. В конце декабря Лэи владели недвижимостью и землей на общую сумму в 31,8 млн. долларов. Их основное место жительства, пентхауз в Хьюстоне, оценивается как минимум в 8 млн. долларов.
Лэй ? сын священника-баптиста. Он вырос в бедной семье в Миссури. Значительную часть своего богатства он передал родственникам. Сотрудники компании, звонившие в отдел, занимавшийся организацией поездок, автоматически переключались на "Travel Agency in the Park", частную компанию, совладельцем которой является младшая сестра Кена Лэя Шерон.
По данным американской Комиссии по рынку ценных бумаг, эта компания (в декабре переименованная в "Alliance Worldwide") получила половину своего капитала от компании старшего брата. Журнал "Time" процитировал одного бывшего сотрудника "Энрон", который сказал, что работникам не рекомендовали покупать билеты у других операторов, несмотря на то что "Travel Agency in the Park" требовало надбавку в размере 30 долларов за билет.
Свойственный "Энрону" непотизм помог и тридцатитрехлетнему сыну Кена Лэя Марку. В 1997 г. "Энрон" купил целлюлозно-бумажный комбинат, совладельцем которого оказался Марк Лэй. По условиям сделки Марк получил трехгодичный контракт руководителя на общую сумму 850 000 долларов. По данным газеты "New York Times" Марк Лэй также владел или работал в трех компаниях, занимавшихся бизнесом с "Энрон". Несмотря на активные занятия бизнесом у сына магната оставалось время на обучение в баптистской семинарии в Хьюстоне. Он отказался давать какие-либо комментарии.
Семья ведет в Хьюстоне активную пиар-кампанию, стремясь убедить Америку в том, что она тоже стала жертвой разворачивающегося скандала.
Жена Лэя Линда и его юристы сказали журналистам, что бывший колосс техасского энергетического рынка ничего не знал о подрывной деятельности заговорщиков-подчиненных. В прошлом хьюстонский бомонд стремился попасть в дом Линды Лэй. Сейчас престижная хозяйка продолжает испытывать на прочность доверие жителей страны, обливаясь слезами в прямом эфире и жалуясь, что "мы потеряли все".
"Ничего не осталось. Почти все, что мы имели было вложено в акции "Энрона", - заявила она.
Техас и Вашингтон в целом реагируют также, как один недовольный сотрудник "Энрон", который прямо спросил Лэя на собрании в прошлом году: "Я хотел спросить, вы не сидите на кокаине? Если да, то многое стало бы понятно".