Прошлым летом Мухаммед ат-Тикрити, племянник Саддама Хусейна, имел в Женеве необычную встречу. В неприметном здании по адресу улица Роны, 14 молодой человек, проживавший тогда в Швейцарии, встретился с американским "дипломатом" (в действительности - агентом ЦРУ) и чиновником швейцарской федеральной полиции. Цель этой совместной американо-швейцарской операции состояла в том, чтобы заставить наследника клана Тикрити рассказать, где спрятаны деньги саддамовского режима.
Беседа, по сути, так и не состоялась. Мухаммед, который пришел на встречу, чтобы в обмен на информацию получить гарантии для себя и своей семьи, почувствовал угрозу и, разгневанный, ушел. Вскоре он совершил роковую ошибку, уехав в Иорданию: там он был немедленно арестован и выдан американцам, которые сегодня держат его в багдадской тюрьме.
Однако у американцев есть проблема: Мухаммед и его отец Барзан ат-Тикрити, сводный брат Саддама Хусейна, бывший иракский посол в Швейцарии и, как полагают, хозяин тайных фондов прежнего режима, хранят молчание. Спрятанные деньги по-прежнему не найдены, и теперь Вашингтон рассчитывает на следователей из других стран, в том числе из Швейцарии. Капиталы, которые предстоит найти, должны быть переданы в Фонд восстановления Ирака, контролируемый коалицией во главе с США.
Уже несколько месяцев американцы добиваются от Берна реституции иракских денег, размещенных в швейцарских банках.
"Они давят, они постоянно звонят по телефону, они приезжают сюда в сопровождении разных чиновников из Вашингтона", - говорят швейцарцы.
Поначалу американцы проявляли терпение, но сегодня они с трудом скрывают свое раздражение. "Мы связывались по этому вопросу со всеми государственными структурами Швейцарии: прокуратурой, министерствами финансов, юстиции, экономики, иностранных дел, разведывательными службами, - рассказал нам американский представитель, пожелавший остаться неизвестным. - Приходится работать со всеми этими людьми, чтобы получить результат. Иногда это вызывает большое разочарование".
В мае прошлого года швейцарские власти заверяли, что данные об иракских вкладах, блокированных в Швейцарии в соответствии с резолюциями ООН, будут обнародованы "в ближайшую неделю". Но прошло уже девять месяцев, а эта цифра по-прежнему засекречена. Имена лиц, близких к свергнутому режиму, и названия иракских государственных фирм, имевших средства в Швейцарии, также не сообщаются.
"Швейцарцы не могут их опубликовать по соображениям банковской тайны", - вздыхает американец.
Но дело сдвинулось с мертвой точки. Уже несколько дней в администрации циркулирует проект ордонанса, разрешающего реституцию авуаров людей, близких к бывшему режиму и иракских государственных компаний (часть этих вкладов была заблокирована еще в 1991 году в связи с войной в Заливе). Этот документ должен вступить в силу с марта, "прежде чем американцы скажут, что им все это уже надоело", говорят в Берне.
Вашингтон имеет основания полагать, что речь идет о значительных денежных суммах. В 1990-е годы Швейцарский национальный банк оценивал иракские вклады в 462 миллиона франков. По данным швейцарских разведывательных служб, иракский посол в Женеве Барзан ат-Тикрити в то время контролировал целую подпольную финансовую сеть через компанию Mediterranean Enterprises Development Projects (MEDP), главный офис которой находится в кантоне Тичино.
"MEDP была центральным звеном в его системе", - сказал в интервью Le Temps в сентябре прошлого года Айяд Аллави, член Временного управляющего совета Ирака, сформированного после свержения Саддама Хусейна. Кроме того, сын Барзана, Мухаммед, является прямым наследником клана Тикрити. При прежнем режиме он выполнял в Женеве функции представителя иракской национальной авиакомпании Iraqi airways.
Капитал, размещенный в Швейцарии семейством Тикрити, по словам его адвокатов, относительно скромен: он составляет менее 2 миллионов франков, "полученных от продажи земельных участков в Багдаде". Готовящийся ордонанс позволит передать эти деньги в Фонд восстановления Ирака, но семейство будет активно противодействовать этому.
"Подобная реституция была бы позорной, скандальной, она стала бы настоящим судебным Гуантанамо", - говорит Ален Бионда, женевский адвокат семейства Тикрити. Последнее слово в этом деле предстоит сказать Федеральному суду.
Самым деликатным является дело Халафа ад-Дулейми - влиятельного бизнесмена, лидера одного из иракских племен, причастного, как предполагается, к саддамовским спецслужбам. По нашей информации, свыше 100 миллионов франков, принадлежащих его панамской компании Montana Management, в настоящее время блокированы в одном из швейцарских банков.
"Мы знаем, что ад-Дулейми связан с бывшим режимом, но нам еще нужно доказать, что он действительно является собственником этих денег", - поясняет чиновник.
Фирма ад-Дулейми не фигурирует в списке компаний, на которые распространялись санкции ООН. В самое ближайшее время федеральному правительству предстоит решить судьбу этих денег. Если будет принято решение об их реституции, это станет очень хорошим подарком для Фонда восстановления Ирака... и для американцев.