В понедельник западная пресса пишет о плане по Косово, представленном в пятницу спецпредставителем ООН Марти Ахтисаари.
Le Figaro в статье "К независимому Косово" пишет о том, что новый план предусматривает независимость этой сербской провинции, большинство населения которой составляют албанцы. Однако продвижение к независимости замаскировано - о ней прямо не говорится в предложениях финского дипломата. Она вырисовывается в перспективе более отдаленной, чем надеялись косовцы всего несколько месяцев назад, но, как бы то ни было, в итоге речь идет однозначно о независимости.
Со своих точек зрения и сербы и косовцы правы, первые - категорически отвергая план, а вторые - его безгранично поддерживая. Эти противоположные реакции оставляют Марти Ахтисаари слишком мало шансов достичь кажущегося невероятным компромисса между Белградом и Приштиной перед тем, как передать свои окончательные предложения Совету Безопасности ООН.
Посланник ООН, однако, не щадил усилий, чтобы разработать вариант решения, устраивающий всех, который позволил бы избавить Косово от протектората ООН, введенного в провинции после натовской войны 1999 года.
Ему удалось найти формулу, примиряющую стремление подавляющего большинства жителей Косово к независимости от Белграда и обеспечение гарантий мира и спокойствия для сербского меньшинства. Кроме того, план обеспечивает уважение к культурному и религиозному наследию, столь драгоценному для сербов. Представление плана было отложено, чтобы учесть политическую ситуацию в Сербии и дать провести там выборы, которые, несмотря на успех националистов, должны позволить сохранить проевропейскую правительственную коалицию.
Однако главное препятствие находится не в Белграде и не в Приштине, а в Москве. Угрожая Совету Безопасности наложить вето на любую формулировку, не устраивающую Сербию, Кремль ставит условие, из-за которого принятие решения откладывается на неопределенный срок.
Об этом же пишет The Guardian в статье "Российское вето будет иметь решающее значение".
До сих пор непонятно, является ли поддержка президентом Владимиром Путиным позиции Сербии по косовской проблеме тактическим ходом или же для него это существенный вопрос. По словам европейских представителей, не до конца ясно, как поведет себя Россия, когда план по Косово будет представлен на голосование в Нью-Йорке.
Издание The Wall Street Journal обращается к ситуации на Балканах в большом аналитическом материале. После длительной передышки, когда этот регион исчез с первых полос газет, крупные и мелкие игроки начинают борьбу по поводу Косово - на кону стоит будущее провинции.
Россия переместилась с позиции конструктивной неоднозначности на позицию деструктивной определенности: президент Владимир Путин несколько раз заявил, что Москва не согласиться ни с одним решением, которое будет неприемлемым для Белграда. Белград, со своей стороны, вновь заявил о несогласии с любым планом, предполагающим движение к независимости Косово, каковым является, судя по всему, план Ахтисаари, если только он не будет касаться более отдаленного будущего, чем предлагалось изначально. Что касается жителей Косово, то они готовы твердо отвергнуть любой план, не предоставляющий им независимости.
Оборот, который приняли события, стал политическим шоком для албанского большинства Косово. Убежденные, что Запад даст им независимость, они уже откупоривали бутылки с шампанским. Теперь Приштина может разве что объявить о независимости в одностороннем порядке - в надежде, что западные державы официально признают новое балканское государство.
Вместо того чтобы пытаться построить "Китайскую стену" между новым статусом Косово и непризнанными образованиями Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, США и ЕС должны не поддаваться на маневры России и выступить с полноценной стратегией переговоров с двумя сторонами одновременно, считает газета.
В настоящее время Москва более энергично, чем когда-либо, пытается добиться фактической интеграции Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии в Российскую Федерацию. Стратегия Брюсселя разбирать проблемы Косово и проблемы "замороженных конфликтов" отдельно друг от друга позволяет России использовать косовские переговоры и для дестабилизации правительства в Грузии, и для подталкивания ЕС к "колониальному решению" на Балканах.
Евросоюз не должен пугаться последствий косовского прецедента для других продолжительных территориальных конфликтов на территории бывшего СССР. Стоит сформировать этот прецедент. Если косовский прецедент должен быть, пусть он будет таковым: решение по проблеме статуса, принятое путем переговоров между заинтересованными сторонами после достаточного периода международного (а не только российского) присутствия, демократизация во внутренней политике и возвращение беженцев. Только путем объединения политики на Балканах и политики на постсоветском пространстве США и ЕС могут добиться стратегического перевеса в противодействии попыткам России мешать процессу.
Немецкая Frankfurter Allgemeine пишет о том, что еще неизвестно, что потребует России за свое сотрудничество с Западом по косовскому вопросу.
Министр иностранных дел Лавров только что заявил, что его страна выступает против такого решения, которое не является приемлемым одновременно для сербов и для косовских албанцев. Если Лаврова процитировали правильно, то это больше, чем просто нюанс. До сих пор Москва давала понять, что она заблокирует решение, не удовлетворяющее Сербию. Теперь же оно должно быть приемлемым и для косовских албанцев. И приемлемое решение может претерпеть сильные изменения, прежде чем будет принято: что подходит сербам и албанцам, станет решать Кремль, исходя из собственных интересов. До тех пор Москва будет размахивать своим правом вето, полагает издание.