Это не государственная тайна, но все же. И вот теперь министерство обороны впервые подтверждает существование мощного военного нефтепровода, построенного НАТО в самый разгар холодной войны. Этот нефтепровод проходит через шесть областей Италии и соединяет несколько военных аэропортов на северо-востоке страны. Наследие холодной войны, достойное киносценария.
Нефтепровод называется NATO-POL (Petroleum Oil Lubricant - "горюче-смазочные материалы"). Это целая система хранилищ и трубопроводов, которая начинается на берегу моря и простирается до самого сердца Европы. Кроме того, нефтепровод NATO-POL принадлежит не только Италии, он пересекает границы. Одно ответвление через территорию Австрии достигает Германии. Но центральная часть находится в Лиссабоне, в порту португальской столицы, где имеется специальный мол системы NATO-POL. Другие хранилища расположены в Великобритании. Они есть и в итальянских портах: Аугуста, Таранто, Специя. Иными словами, вероятно, можно говорить о том, что этот военный нефтепровод, построенный инженерами НАТО, походит на паутину, охватывающую всю Западную Европу.
О существовании NATO-POL начал разговор несколько дней назад мэр небольшого городка Сузегана, расположенного в провинции Тревизо. "Я узнал о нем случайно, - сказал мэр Дани Монтезель, - в ходе проведения работ по обезвреживанию старого снаряда времен войны в районе реки Пьяве". Монтезель, по профессии архитектор, подумал, что речь идет о подземном и секретном трубопроводе, принадлежащем американцам и связывающем три военно-воздушные базы: Авиано, Истрана и Виченца. Трубопровод был обнаружен на глубине 8 метров. И сразу же распространился слух о том, что американцы по-тихому начинают расширять этот трубопровод, потому что это им требуется для новой базы в Виченце.
Ох уж эта Виченца. При одном лишь упоминании о военных американских базах в этом районе обостряется напряженность. Этим вопросом заинтересовался Северино Галанте, сенатор от итальянской компартии: он сразу же заподозрил худшее и осудил "работы по расширению этого нефтепровода, которые, кажется, носят гриф "военной тайны", "проводятся по решению НАТО" и реализуются "для транспортировки дополнительного авиационного топлива, которое раньше использовалось для самолетов, взлетающих с фриульского аванпоста Авиано, в Виченце". И началось парламентское расследование.
Мир пацифистов навострил уши, когда сенатор Галанте произнес: "Это является бесспорным подтверждением намерения американцев использовать аэропорт Dal Molin как аванпост, с которого будут взлетать военные самолеты для нанесения ударов по имеющим стратегическое значение для администрации Буша целям на Ближнем Востоке". С другой стороны, Галанте, который как лев сражается против американской базы, убежден в том, что в ближайшее время для американцев на базе в Виченце потребуется много керосина. "Не надо нам рассказывать сказку о "безобидном" характере полетов с новой военной базы, - заявил Галанте. - Зачем же тогда американской администрации понадобилась база, с которой не будут стартовать истребители-бомбардировщики для нанесения ударов по объектам, имеющим стратегическое значение для Соединенных Штатов?"
И действительно, министр обороны поспешил уточнить: "Нет, Виченца здесь не при чем". И поэтому министру Паризи пришлось раскрыть карты. Он сообщил, что нефтепровод используется для снабжения горючим многих других военных аэропортов, расположенных на северо-востоке. Нефтепровод НАТО пересекает шесть областей, территории 17 провинций, 136 коммун. Он служит для обеспечения топливом баз Геди (Брешиа), Виллафранка (Верона), Истрана (Тревизо), Авиано (Порденоне), Ривольто (Удине) и Червия (Равенна), а также некоторых других не столь крупных баз.
Очевиден замысел строительства подземного трубопровода: самолеты и танки, в случае войны с Советским Союзом, могли заправляться лишь топливом, доставляемым автоцистернами. Их было бы слишком много, и они были бы слишком уязвимы. Существовала угроза повторить судьбу Роммеля, которому пришлось остановиться в пустыне из-за отсутствия бензина. Так родилась идея подземного трубопровода. Надежно укрытого от бомбардировок. Логично предположить, что под землей располагаются огромные нефтехранилища. Со многими выходами в итальянские порты.
Тайная инфраструктура, на итальянский манер. Чтобы избежать нескромных вопросов, но в то же время не имея возможности отрицать очевидное, и из уважения к законам, предписывающим указывать существование подземного трубопровода, вся сеть военного трубопровода через каждые 200 метров обозначена колышком с указателем. "Государственная собственность". Удачный способ одновременно сказать все и ничего. И министерство обороны подтвердило, что с точки зрения закона объект NATO-POL "не является секретным".
Техническое обслуживание и "ответственность за безопасную эксплуатацию сети" НАТО и министерство обороны всегда доверяли специализированным гражданским фирмам. И эти фирмы "использовали для обеспечения функционирования трубопровода своих работников". Достаточно надежные работники, если за столько лет об этом объекте никто ничего не знал.
Иными словами, это объект времен холодной войны. И он, как почти все секреты той поры, не был обойден вниманием противника. Советская сторона знала о трубопроводе все. О том, что им было хорошо известно об этой инфраструктуре, которая должна была поставить их на колени, выяснилось благодаря знаменитому полковнику Митрохину. Среди тысяч листков, на которых он делал свои записи, найдено описание специальной операции "Звено", целью которой был саботаж на нефтепроводе Североатлантического альянса. При изучении планов, составленных КГБ, становится понятно, что Москва знала все. Ветка Италия-Германия, длина 650 км, мощность 10 млн т горючего в год. Слабое место - участок, проходящий через канал Нового Рейна, в Северной Австрии.
В 1968 году, "чтобы отвлечь общественное мнение от событий в Чехословакии", руководство КГБ решило, что саботаж, запланированный на случай войны (были уже подготовлены два устройства для подрыва трубопровода), можно провести заранее. "В результате операции было бы осуществлено загрязнение Боденского озера, которое является единственным источником питьевой воды в районе австро-германской границы". Вина за эту экологическую катастрофу была бы возложена на пресловутых правых итальянских экстремистов, но по зрелому размышлению ответственность легла бы на американцев, которые осуществили эту акцию, чтобы отвлечь внимание общественности от вторжения в Прагу: план, достойный Макиавелли. К счастью, он так и не был реализован.