По словам экспертов, после распада СССР в 1991 году в России возникают тревожные мистические течения, привлекающие до 800 тыс. сторонников
Для жителей утопающего в снегах российского села Никольское Петр Кузнецов был благочестивым христианином, который вдохнул в их умирающую деревню новую жизнь.
Со всей России и даже из-за ее пределов духовные последователи Кузнецова стекались в Никольское, чтобы поклоняться Богу под эгидой движения, которое он основал и назвал Истинной Православной Церковью.
Они питались продуктами с собственных огородов, молились под открытым небом на лугах и водили знакомство с местными одинокими старушками.
И вдруг в ноябре прошлого года на улицах и во дворах наступила тишина^ 35 последователей Кузнецова, в том числе четыре ребенка, исчезли.
Когда в голубой деревянный дом Кузнецова пришла милиция, он сказал, что все его последователи затворились в рукотворной пещере, которую он спроектировал, и будут там ждать конца света, который, по словам Кузнецова, наступит в мае.
Прошло три месяца. Последователи Кузнецова до сих пор сидят в своем тоннеле под снегом примерно в 600 км к юго-востоку от Москвы. Кузнецов с середины ноября содержится в психиатрической больнице, где врачи пытаются установить, здоров ли он психически. По российским законам человека нельзя держать под арестом более 30 дней без предъявления обвинений, но медицинские эксперты из правоохранительных органов попросили у прокуратуры продлить этот срок, сославшись на "необычность" дела. Прокуратура согласилась.
Милиция, священники, психологи и перепуганные родственники - все умоляют пещерных жителей выйти наружу, но те пригрозили взорвать себя с помощью керосина, если милиция пойдет на штурм убежища. Местные геологи предостерегли, что под тяжестью снега и почвы тоннель может обвалиться и все, находящиеся внутри, погибнут.
"Мы умоляем их: "Отдайте нам детей", - говорит офицер милиции Евгений Тушин, охраняющий вход в тоннель с осени прошлого года. - Они говорят: "С детьми все в порядке. Мы их не отпустим"".
Возможно, последователи Кузнецова, вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, переживут зиму. Но их опасное "духовное злоключение" привлекло внимание к распространению странных религиозных сект в некогда атеистической стране. Многие из этих сект частично основываются на учении Русской Православной Церкви.
По оценкам экспертов, в России имеется до 700 сект, общее количество их приверженцев составляет 600-800 тыс.
В сибирском городе Абакан тысячи россиян бросили работу, семьи и дома, чтобы последовать учению Сергея Торопа, бывшего дорожного инспектора, уверяющего, что он Иисус Христос. Сторонники Торопа выстроили в сибирской тайге поселок под названием "Обитель рассвета", где их проживает 5 тыс. человек.
В другой деревне в Центральной России группа местных жителей полагает, что президент Владимир Путин в прошлой жизни был апостолом, они ежедневно молятся перед "образом президента".
Распространение доморощенных сект - относительно недавний феномен. После распада СССР в 1991 году в Россию устремились представители всех конфессий и вер, от западных евангелических церквей до ловких мошенников, стремившихся выйти на новый рынок.
Но склонность России к мистицизму - явление далеко не новое. Дореволюционный период истории религии в России полон обрядов и суеверий. Христианство пришло в Россию в X веке, но, сменив язычество, все же его окончательно не подавило.
Даже сегодня многие россияне суеверны. Они открыто говорят о предзнаменованиях и невезении. Московские торговцы часто отказываются брать в руки деньги после заката, поскольку это считается дурной приметой. Покупателям следует класть деньги на прилавок.
На страницах московских бульварных газет колдуны и целители вызываются решать повседневные проблемы - от неудач в любви до проблем в бизнесе, а заодно предлагают наложить заклятие на врагов и друзей либо снять сглаз и порчу.
Александр Дворкин, изучающий российские секты, говорит, что их приверженцами обычно становятся идеалистично настроенные люди среднего возраста, не сумевшие адаптироваться к переходу России от коммунистической идеологии к капитализму. Другие испытывают разочарование, столкнувшись с культом вещей в современной жизни.
"Для них это способ вернуться к идеалам своей молодости, которые были не такими материалистическими", - поясняет Дворкин, преподаватель религиоведения московского Свято-Тихоновского православного университета.
Он также отметил, что 70 лет государственной пропаганды атеизма заставили многих россиян искать ответы на духовные вопросы вне религии, а именно в науке, учениях типа нью-эйдж или в возврате к языческим ритуалам. "70 лет им приказывали не верить в Бога, так что люди верили во все остальное", - замечает Дворкин.
В заклятья, которые накладывает Софья Добролюбова, верят многие. Масса людей приходит в ее тесный московский офис, ища исцеления от бесплодия, импотенции, рака или спасения от проблем в профессиональной деятельности.
Добролюбова, в прошлом терапевт, имеющая также диплом психолога, говорит, что унаследовала свой дар от бабушки, деревенской знахарки из Центральной России. У ее 15-летней дочери тоже есть способности: "Я чувствую, что от нее исходит мощная энергия".
В офисе Добролюбовой предметы религиозного культа соседствуют с принадлежностями нью-эйджевских культов. На столе стоит хрустальный шар. В углу висит семейная копия Казанской иконы Богородицы - самой почитаемой в России, под ней клиенты оставляют записочки со своими желаниями.
По словам Добролюбовой, в России многие верят, что религия и магия взаимосвязаны. Почти каждое утро она молится в церкви за своих клиентов, а затем идет в офис. "Мне и в голову не приходило ходить куда-то еще, - говорит она. - Это моя суть".
Одно из самых популярных в России духовных движений - движение последователей Анастасии, основанное российским предпринимателем Владимиром Мегре. Приверженцы этого культа выполняют советы в духе нью-эйджа, исходящие от таинственной светловолосой красавицы по имени Анастасия, которая никогда не показывается людям - живет она в сибирской тайге, а свои послания людям передает через Мегре.
Мегре написал девять книг из цикла "Звенящие кедры", которые стали бестселлерами. Там содержатся призывы к более гармоничному взаимодействию с природой и правильному питанию. В книгах также пропагандируются целительные свойства продуктов из кедра, которыми Мегре торгует во всем мире, высылая их наложенным платежом.
56-летняя Людмила Каптелова, в прошлом учительница, сказала, что, прочитав книги Мегре, моментально уверовала: "Я подумала: "О Боже, вот то, что я искала всю жизнь".
Муж Каптеловой, тоже учитель, вначале смеялся над ее обращением, но теперь вся семья, включая троих взрослых дочерей, - почитатели Анастасии.
Каптелова сказала, что когда-то читала Библию и ходила на службы в православную церковь, но не чувствовала связи с Богом. "Библия слишком запутанная", - сказала она в интервью в неказистой конторе московских "анастасийцев", расположенном в цокольном этаже.
"В Библии слишком много символов. Анастасия отвечает на вопросы прямо. Она говорит: "Сделайте вот это, и вы будете счастливы", - добавляет Каптелова. Она вняла зову Анастасии, призывающей вернуться к природе. Они с мужем купили участок в "экодеревне" анастасийцев под Москвой, где собираются выстроить небольшой дом.
Тем временем в Никольском Кузнецов призвал своих сторонников продать имущество, в том числе квартиры, и вести простой образ жизни в деревне.
Работник прокуратуры Александр Фомин, много раз допрашивавший Кузнецова, говорит, что этот человек не производит впечатления психически больного. "Он похож на порядочного, честного человека", - сказал Фомин в интервью в своем офисе в городе Пенза, что неподалеку от Никольского.
По всем свидетельствам, Кузнецов был образцовым мужем и отцом. Он работал инженером в энергосбытовой компании Пензы. Пять лет назад уволился с работы и переехал в свое родное Никольское - деревню в трех часах езды от Пензы.
По словам Фомина, Кузнецов обосновался в брошенном доме своих родителей и скупил другие ветхие объекты недвижимости. Позднее он написал книгу о своих убеждениях, частично основанных на принципах христианства. Вскоре Кузнецов начал ездить по российским деревням, завлекая последователей в Никольское.
По словам 69-летней местной жительницы Галины Чепруновой, они приезжали целыми группами, в автомобилях, битком набитых пожитками. Чепруновой было очень приятно видеть в деревне новые лица. "Они всегда здоровались и вели разговоры о погоде, - говорит она. - Не могу о них сказать ни одного дурного слова. Каждый день они молились. Хорошие были люди".
В октябре прошлого года старушка заметила, что люди тащат в дом Кузнецова мешки и сумки. Не прошло и месяца, как новоиспеченные жители деревни куда-то исчезли. "Не могу себе представить, как это - жить в пещере, - сказала Чепрунова. - Просто не верится. Но не думаю, что они сумасшедшие".
По словам Фомина, тоннель, выстроенный Кузнецовым, устроен замысловато: там есть спальни и вентиляция.
Милиция не может понять, почему Кузнецов не закрылся в пещере вместе со своей паствой, но он уверил власти, что его люди обеспечены продуктами и не мерзнут.
"У них были печки и керосин, чтобы готовить еду, - говорит Фомин. - За детей он не беспокоится. Он сказал: "А как, по-вашему, люди жили в средневековье? В нашем организме есть механизмы для адаптации, для выживания". Но местный работник прокуратуры Геннадий Булаев тревожится за детей, одному из которых всего полтора года, и опасается, что эта драма закончится трагически.
"Мы все перепробовали, - сказал Булаев, ведя свою маленькую машину по снежному полю после поездки к входу в тоннель. - Тут что-то сильно, сильно не в порядке. Не мне их судить. Но позаботиться о них - это моя профессиональная обязанность".
Секты и мистики России
Распутин
Григорий Распутин, известный как "безумный монах", был крайне необычной фигурой при дворе российского царя Николая II. Крестьянин, склонный к бродяжничеству, сам себя провозгласивший святым человеком, Распутин стал фаворитом Николая и императрицы Александры в 1905 году, после того, как гипотетически исцелил их маленького сына Алексея от гемофилии наложением рук. Вскоре Распутин сделался постоянным гостем в доме царя и особо доверенным лицом Александры. Распутин, с дикими глазами и нечесаными волосами, обладал странной харизматичностью, а его личное магнетическое обаяние вошло в легенду. В то же время его запои, обольщение женщин и неистовые выходки становились поводом для скандалов в российском обществе. В 1916 году он был убит кликой аристократов, опасавшихся, что Распутин приобрел слишком большое влияние. Вокруг его смерти также ходят легенды: убийцы подсунули ему отравленные пироги и вино, а когда яд не подействовал, избили его и расстреляли. Но Распутин все равно не умирал, пока наконец его не связали и не бросили в Неву, где он утонул.
Сергей Тороп - Иисус из Сибири
41-летний Сергей Тороп - в прошлом рабочий завода и дорожный инспектор, уроженец Краснодара, города на юге России. В юности Тороп переехал в Сибирь. Духовное просветление он испытал в начале 1990-х. Теперь он ходит в алой бархатной рясе. У него длинные темно-русые волосы и благостная улыбка. Тороп уверяет, что является Иисусом Христом. Тысячи учеников именуют его Виссарион Христос, Сибирский Мессия, а также Учитель. Ученики убеждены, что он является реинкарнацией Иисуса из Назарета, вернувшегося в наш мир, чтобы его спасти.
Его последователи подчиняют свою жизнь запутанным ритуалам, законам, символам, у них свои молитвы и гимны, они используют новый календарь. Насаждается строгий кодекс поведения; никакие пороки не допускаются. Для критиков из традиционных церквей, обвиняющих Виссариона в том, что он промывает мозги и занимается мошенничеством, он является шарлатаном, обманывающим преданных адептов "деструктивной, тоталитарной секты".
Братство опричников Ивана Грозного
Опричниками называли группу убийц, которых Иван Грозный использовал для устранения своих врагов в России в XVI веке. Опричники одевались во все черное и ездили на черных лошадях. Печальную славу они обрели ввиду своего жестокого нападения в 1570 году на Новгород - город, который Иван Грозный заподозрил в желании присоединиться к Польше.
Современные опричники живут в нескольких часах езды от Москвы в деревне Кощеево на крестьянский манер: туалеты на улице, вода в колодце. В округе у них неоднозначная репутация. Одни обвиняют их в жестокости и религиозном фанатизме, другие полагают, что это странная, но по сути безобидная группа набожных христиан. Как считается, в группе три семьи, все они переселились в эти места с российского Дальнего Востока несколько лет тому назад.
Воскрешающая Русь
Эта секта, почитающая президента РФ Владимира Путина как реинкарнацию апостола Павла, уже несколько лет процветает в окрестностях Нижнего Новгорода. В церкви рядом с православными иконами висит портрет президента, поскольку адепты говорят, что он пришел в мир, чтобы привести заблудших к свету.
Храм "Воскрешающая Русь" похож на обычную приходскую церковь: регулярно проводятся церковные службы, люди приезжают принимать крещение и венчаться. Святой покровительницей является Богородица, но глава организации ввела в православные традиции некоторых альтернативных членов. По некоторым сведениям, глава общины, мать Фотиния, в 1990-е годы была замешана в мошенничестве и провела полтора года за решеткой.
Источники: The Guardian, who2.com, McClatchy News Service, discardedlies.com. Использованы материалы Нади Поповой