Зимние Олимпийские игры лишь временно отвлекут внимание от необходимости в более масштабных реформах в России - вот мысль, которую The Financial Times выносит в подзаголовок статьи. При этом журналистка Катрин Хилле начинает материал с оптимистичной ноты: Олег Шклярук сообщил, что уволился из страховой компании, чтобы стать волонтером на Олимпиаде. "Я рад, что помог этому событию свершиться. Когда Олимпиада закончится, я легко смогу найти новую работу", - пояснил Шклярук.
Не только Шклярук ради Олимпиады сделал перерыв в обычной жизни. Неназванный "чиновник кабинета министров, работающий над экономической политикой", как говорится в статье, сказал: "Когда в эти дни мы обсуждаем реформы, часто звучит словосочетание "после Сочи".
Президент Путин надеется, что Олимпиада вызовет прилив гордости и уверенности в стране, граждане которой часто называют себя измученными и дезориентированными, пишет Катрин Хилле.
Но "после Сочи" нация будет вынуждена вплотную заняться проблемой замедлившегося экономического роста. "Даже до недавней бури на развивающихся рынках аналитики готовились к замедлению, а инвесторы высказывались осторожно. В результате послужной список Путина в правительстве ставится под вопрос, поговаривают о политических перестановках", - говорится в статье.
"Данные об экономике за первый квартал, которые появятся после Игр, окажутся, возможно, еще более некрасивыми, чем цифры за четвертый квартал", - говорит Крис Уифер (Macro Advisory, Москва). - Это создает антураж для еще одного раунда игры "Кто виноват?".
По общему мнению, причина в том, что частные компании инвестируют недостаточно. "Но консенсуса о том, что тут нужно предпринять, не существует", - замечает газета.
По мнению автора статьи, Путин применил "смесь пиара с угрозами". И его правительству кое-что удалось: "оно упростило таможенные процедуры, выдачу разрешений на строительство и подключение к электроснабжению". В результате Россия поднялась на 19 ступенек в рейтинге Всемирного банка.
В декабре Путин вновь объявил войну бегству капиталов. Готовятся законы о налогообложении фирм, которые принадлежат россиянам, но зарегистрированы за рубежом.
Таковы перемены к лучшему. "Однако работающие в России иностранные компании - а они часто уверяют, что все не так плохо, как утверждает пресса, - становятся осторожнее", - говорится в статье. Германо-российская торговая палата недавно заявила, что ее члены стали более мрачно смотреть на бизнес-климат, причины тому - бюрократия, коррупция и дефицит квалифицированного персонала.
"Пока глобальная экономика в целом восстанавливается, Россия рискует отстать", - говорит Экхард Кордес, председатель германского Комитета по экономическим отношениям с Восточной Европой.
Основатель и глава сети магазинов "Магнит" Сергей Галицкий считает, что сложные корпоративные структуры - плод недоверия к государству, которое долгое время поступало жестоко. "Последние 100 лет в России не было уважения к собственности, особенно к частной собственности", - поясняет он.
"Старые привычки отмирают медленно. В неофициальных беседах представители многих российских и зарубежных компаний говорят, что попытки принуждения, исходящие от конкурентов или правительства, продолжаются, хотя не столь открыто и часто, как в прошлом", - передает журналистка.
По мнению издания, инвесторов продолжают нервировать и другие недавние шаги правительства, в том числе упразднение Верховного арбитражного суда.
Некоторые компании указывают на финансовые помехи росту: например, дефицит банковского финансирования, особенно для малого и среднего бизнеса.
"Кое-кто из аналитиков также обвиняет экономическую команду Путина в хаотичной и фрагментарной манере принятия решений", - говорится в статье. Экономист Евгений Гавриленков говорит, что после отставки Кудрина ослабла координация политики ЦБ, Минфина и МЭР. "На месте президента я бы его уволил", - сказал Гавриленков об Алексее Улюкаеве.
"Подобные разговоры подогревают предположения, что после Олимпиады Путин, возможно, попытается укрепить свою поддержку, уволив Дмитрия Медведева", - пишет газета.
Некоторых аналитиков обнадеживает чистка банковского сектора, которую начал ЦБ. "По их мнению, это, возможно, поможет заново сбалансировать кредитование, снизить стоимость кредитов для компаний и улучшит состояние экономики к концу года", - поясняет автор.
Даже если доверие инвесторов восстановится, многие экономисты предостерегают, что перемены лишь спустя долгое время претворятся в значительное ускорение роста. Годами в России слишком мало вкладывалось в оборудование и инфраструктуру, и теперь стране, возможно, не хватит мощностей, чтобы выиграть от оздоровления глобальной экономики.