Принципиальное решение ключевых лидеров Евроатлантического сообщества не приезжать на зимние Олимпийские игры в Сочи в знак протеста против "антигейских" законов достойно похвалы, но оно противоречит их молчанию по другому вопросу - оккупации Россией соседней Грузии, пишет бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза в The Wall Street Journal.
В августе 2008 года российская армия вошла на территорию отколовшихся от Грузии республик Абхазия и Южная Осетия. Сегодня российские войска по-прежнему оккупируют расположенные неподалеку от Сочи республики, признав их независимыми государствами, говорится в статье.
Москва оправдывает свои действия защитой права абхазов и югоосетин на самоопределение. В это же время по другую сторону Кавказского хребта Кремль отстаивает свое право сохранять территориальную целостность своей страны, жестоко подавляя любые формы сепаратизма.
"В противоречивом подходе России нет ничего удивительного, - пишет автор статьи. - Страны делают выбор между поддержкой права народов на самоопределение и защитой территориальной целостности других государств, руководствуясь собственными интересами. Так, США появились в конце XVIII века в результате борьбы за самоопределение, но выступают за восстановление территориальной целостности Грузии (политическими методами)".
Необычным же дипломату кажется безразличное отношение Евроатлантического сообщества к тому, что Москва не выполняет условий соглашения о прекращении огня: российские войска так и не отошли на свои довоенные позиции.
Сегодняшнее смирение Запада - последствия начатой в 2004 году Михаилом Саакашвили кампании по воссоединению грузинских территорий и вступлению в НАТО. Владимир Путин в ответ решил внушить европейцам, что, приняв Грузию в Североатлантический альянс, они могут оказаться втянутыми в конфликт с Россией.
Своими провокациями Россия раздразнила Грузию, считает автор. "Будучи в то время представителем Вашингтона на Южном Кавказе, я лично наблюдал за тем, как Саакашвили чувствовал себя загнанным в ловушку заведомо проигрышного выбора: смириться с тем, что Россия увела Абхазию и Южную Осетию, или идти на войну", - вспоминает бывший посол.
"Мир, возможно, никогда не узнает, кто сделал первый выстрел, но Россия, очевидно, применила чрезмерную силу, чтобы покарать несговорчивого соседа и не допустить его интеграции в Евроатлантическое сообщество", - уверен дипломат.
"Сложно сказать, как Игры в Сочи могут укрепить олимпийский дух, если российские войска по-прежнему оккупируют страну на расстоянии лыжной дистанции от олимпийских объектов. Таким образом, евроатлантическим лидерам пора призвать к настоящему разрешению сепаратистского конфликта в Грузии. Это даже может помочь России в достижении ее главной цели в сфере безопасности - стабилизации обстановки в ее части Кавказа, где расположен и Сочи", - заключает Брайза.