Объявляя о "приостановке" женевских переговоров по Сирии, спецпосланник ООН Стаффан де Мистура не стал говорить о провале мирного процесса или называть виновных, зато руководители западных стран, собравшиеся в Лондоне на донорскую конференцию по Сирии, не скрывали: массированное наступление войск президента Асада на севере Сирии при мощной поддержке российской авиации просто сорвало переговоры, пишет в Le Temps Луи Лема.
Сирийская оппозиция из Высшего комитета по переговорам, долгое время отказывавшаяся участвовать в дискуссиях и не питавшая никаких иллюзий относительно возможности политического прорыва, хотела ограничиться "гуманитарными" аспектами конфликта. Но даже в этом оппозиция ничего не добилась: до начала переговоров вопросы не были решены, а наступление сирийской армии и российские бомбардировки Алеппо предвещают беспощадную осаду города. Последний действующий в этой части страны госпиталь разбомблен российской авиацией, добавляет автор.
"Россия следует стратегии "чем хуже, тем лучше", - утверждает Тома Пьерре, специалист по Сирии из Университета Эдинбурга. - Она искусственно поддерживает жизнь дамасского режима, не строя ничего на будущее. Это стратегия в кредит, и она не может продолжаться вечно - в конце концов Западу придется выплачивать проценты по этому кредиту".
После многочисленных встреч Лаврова и Керри, предварявших женевские переговоры, сегодняшние действия России - это нож в спину. "Американцы могут сколько угодно изображать святую невинность. На самом деле они делают вид, что верят обещаниям русских по одной причине: отказываясь от более активных действий в Сирии, они сами лишают себя запасной стратегии", - полагает Пьерре. С каждой неделей ситуация усложняется, но пока американцы лишь пытаются минимизировать ущерб.
Сегодня реальная смена позиции Соединенными Штатами была бы равнозначна прямому противостоянию с Россией, что трудно себе представить, отмечают аналитики. Остается иллюзия более или менее скоординированной борьбы с общим врагом, которым остается ИГИЛ, говорится в статье. "Впрочем, как Россия, так и Иран вполне могут смириться с ограниченным присутствием "Исламского государства", - считает Пьерре. - Борьба с ИГИЛ - это дело Запада, а не Москвы". Россия вновь показала, что у нее другие интересы, согласен автор статьи.