Сменив Бориса Ельцина на посту российского президента, в течение года Владимир Путин доказал, что является мастером в искусстве концентрации власти. Он еще не решил, как будет ей пользоваться, но в используемых им методах заметны вызывающие тревогу черты авторитаризма. Путин должен сделать своим приоритетом ускорение экономических реформ, иначе он рискует упустить шансы, возникшие благодаря происходящему в последнее время экономическому подъему, главными причинами которого является рост нефтяных и газовых прибылей.
Путин остановил процесс дезинтеграции власти, начавшийся при Ельцине. Он ограничил влияние СМИ и олигархов, под контролем которых находилась существенная часть экономики. А для того, чтобы справиться с непокорными губернаторами, он поставил над ними семерых кремлевских наместников.
Несмотря на неповоротливость, проявленную им в момент катастрофы подлодки "Курск", Путин пользуется большой популярностью. Россияне считают, что именно благодаря ему у них снова появилось ощущение порядка. Думские парламентарии не выступают с протестами. Политические соперники отодвинуты в сторону. В стране мало кто критикует кровавую чеченскую войну, растянувшуюся уже на вторую зиму.
17 лет, проведенные Путиным в КГБ, оставили свой след на его отношении к власти. Он назначает на высшие государственные посты сотрудников служб безопасности и не брезгует использовать государственные инструменты в политических целях, к примеру, для борьбы с враждебными олигархами с помощью налоговых органов.
Это еще нельзя назвать настоящим авторитаризмом, но причины для беспокойства есть. Некоторые россияне усматривают в происходящем заговор ФСБ, наследницы КГБ, по восстановлению своего влияния. Другие отвергают теории заговоров. Тем не менее, очевидно, что даже если служба безопасности уже не так сильна, как в прежние годы, проповедуемые ей авторитарные ценности возвращаются.
Вооруженные силы
Учитывая ужасное состояние российской экономики, путинская дисциплина не несет каких-то особенных угроз для Запада. Президент сокращает вооруженные силы, сосредотачивая военную мощь для решения локальных конфликтов, таких как чеченский, и не проявляет особого желания распространять свое влияние на остальной мир.
Однако в своей вотчине Кремль, похоже, готов проявить силу. Чеченская война стала одной из самых кровавых войн на планете. На этой неделе Россия на короткое время прекратила поставки газа в Грузию, пытаясь оказать давление на Тбилиси, который якобы оказывал поддержку чеченским повстанцам. Желая заниматься бизнесом с Путиным, Запад не должен закрывать глаза на подобные запугивания.
Неожиданность
Политические достижения Путина покоятся на шаткой экономической базе. Рост, происходящий в России с 1998 г., застал экономистов врасплох. Но временные эффекты девальвации 1998 г. сходят на нет, а нефтяные цены начали снижаться. Возможно, в России больше не будет семипроцентного роста объемов ВВП.
Путин воспользовался экономическим ростом, начав собирать больше прибылей во многих регионах и увеличив объем налоговых поступлений. Были погашены задолженности по заработным платам и пенсиям. Бюджет выполняется с профицитом. Кажется, что президент умен, а на самом деле ему просто повезло.
Не проводя серьезных экономических реформ, Россия не сможет получить инвестиции, в которых нуждается ее обветшавшие промышленность и инфраструктура. Финансирование такого масштаба можно получить только в частном секторе.
Кремль разработал прекрасные программы дерегуляции, борьбы с экономической преступностью и улучшению условий для всех инвесторов, а не только для избранных олигархов. Но эти планы, по большей части, пока остаются лежать в столе. Если Путин не воспользуется теми преимуществами, которые у него возникли в сегодняшних благоприятных условиях, когда еще он сможет начать действовать?
Реформы всегда связаны с риском, тем более, если речь идет о таких крупных корпорациях, как энергетические компании "ЕЭС" и "Газпром". Но еще опаснее избегать реформ. Без них рост прекратится, предприниматели опустят руки, бедность распространится еще больше.
Путин, скорее всего, будет занимать свой пост достаточно долго для того, чтобы успеть насладиться плодами экономических реформ или узнать, какова цена неудачи. Россияне могут простить авторитарного президента за его нападки на демократию, если он принесет в страну процветание. Но авторитарного президента, которого интересует лишь власть ради власти, никто не простит.