Россию ожидает очень неравномерное распределение национального дохода и высокая степень зависимости от минеральных ресурсов. У страны огромное количество проблем. По указке Вашингтона западные СМИ утверждают, что Россия - хорошее место для инвестиций и безопасный геополитический регион.
Правда заключается в том, что Россия - страна Третьего мира с претензиями государства Первого мира (и ядерным оружием). Она страдает от всех проблем обычного развивающегося государства среднего размера. В этом году ей предстоит выплатить свыше 15 млрд долл. внешних долгов. Она легко справится с этой проблемой, потому что нефть стоит дороже 20 долларов, а объем валютных резервов достиг самого высокого уровня с 1991 г. В прошедшем году Россия даже выплатила часть долга вперед. Однако если объем экспортных прибылей в ближайшие три-четыре года сократится на 40%, Россия будет в очередной раз вынуждена реструктурировать долг или объявить дефолт. При снижении цены нефти на один доллар правительство теряет более миллиарда долларов.
Население страны сокращается и стареет. Если не будет восстановлена система здравоохранения и уровень рождаемости не повысится, Россию ожидает разрушительный пенсионный кризис. Иммиграция этнических русских из бывших республик СССР в Российскую Федерацию практически прекратилась. По данным интернет-сайта Pravda.ru, за последние десять лет из страны эмигрировали 7 млн человек.
Теневая экономика остается важным двигателем экономического роста, хотя в ней царит преступность. Отмывание денег и реинвестирование прибылей, полученных как законными, так и незаконными способами, обеспечивают существование частного сектора и богатой элиты, особенно в Москве и других крупных городах. The Economist Intelligence Unit сообщает, что Госкомстат завышает официальные данные на 25%, чтобы включить в оценки теневой сектор.
Россия стоит перед выбором: подавить теневую экономику, тем самым повысив объем налоговых поступлений и укрепив репутацию страны, или позволить скрытым предпринимательским силам "серых секторов" творить чудеса.
В 2004 г Россия должна вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это приведет к снижению уровня государственного контроля, либерализации, повышению уровня конкуренции. Ни российская промышленность, ни сельское хозяйство не готовы к решению этой важной задачи. Интерес потребителей к товарам российского производства возродился только после девальвации и финансового кризиса 1998 г.
Большинство сельскохозяйственных предприятий до сих пор принадлежат государству или им финансируются. После недавней волны слияний и поглощений значительная часть производственного и горнодобывающего секторов оказалась под контролем монополий и картелей. По оценкам The Economist Intelligence Unit, 70% ВВП страны (330 млрд долл.) производятся двадцатью конгломератами. Олигархи не исчезли. Банки парализованы, хотя постепенно начинают привлекать индивидуальных клиентов.
Россияне по-прежнему неоднозначно относятся к иностранцам. Параноидальная ксенофобия сменилась недоверием. Недавно Россия отменила упрощенные процедуры выдачи виз западным менеджерам, ученым и экспертам. Иностранные мелкие акционеры, как и в прошлом, жалуются на то, что влиятельные компании их грабят.
Если не считать кровавых событий в Чечне, обладающему выдающимися личными качествами президенту Владимиру Путину удалось сгладить традиционные противоречия между центром и регионами. Однако 19 декабря Путин сам признался, что это мирное сосуществование трещит по швам.
Президент попытается добиться мирного урегулирование в сепаратистской провинции до выборов 2004 г., но у него ничего не получится. Для многих провинциальных губернаторов реформа остается проклятьем. Жалких подачек Кремля не хватает для того, чтобы полностью определять политику в регионах.
Экономический разрыв между столичными городами и провинцией остается очень резким. The Economist Intelligence Unit так описал эту пропасть: "Перерабатывающая промышленность сконцентрирована в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Этим крупным городам удалось перейти к рыночной экономике, потому что крупные размеры дают возможность диверсифицировать промышленность. Ситуация в небольших промышленных центрах значительно тяжелее".
"Советский режим создал новые промышленные центры, такие, как Томск или Новосибирск, но Сибирь и Дальний Восток в целом не индустриализированы, они продолжают служить источниками сырья и электроэнергии. Советские плановики безгранично верили в экономику масштабов. Очень часто одно крупное предприятие или небольшая группа родственных предприятий являлись основой экономики крупного города или региона. Это фактор, а также отсутствие пособий по безработице превращают закрытие обанкротившегося предприятия в очень трудное политическое решение".
Политически некорректная правда заключается в том, что старая силовая структура России осталась такой же, какой была раньше, сменилась лишь ее идеологическая вывеска. Она остается все столь же алчной, подлой и вредной. В российском государстве отсутствует система сдержек и противовесов. Государственные институты подозрительны, чиновники неприкасаемы, правоохранительные органы преступны.
Россияне по-прежнему любят "железных людей", предпочитают традиции инновациям, единство плюрализму, решения властей личному выбору. Россия - это союз конкурирующих феодальных поместий. Условия для развития капитализма и либеральной демократии здесь очень неблагоприятны, хотя за последние десять лет ситуация улучшилась.
Потребление импортных товаров вульгарными выскочками не может послужить подлинной заменой современной хорошо работающей экономике. Россию часто хвалят иностранцы, у которых есть свои интересы в этой стране, и международные финансовые учреждения, действующие по указке США - нового союзника Москвы.
На самом деле "современная", "стабильная" Россия - это лишь маска, за которой скрываются авторитаризм, беззаконие, олигархия, агрессивность, невежество, склонность к предрассудкам, репрессии, крайняя бедность, болезни. Один прогноз сбудется точно: ни одна из этих проблем не будет решена в наступившем году.