Перетасовка нефтяных карт в России нагляднее всего иллюстрирует суть ее нынешних отношений с Китаем: тесное сотрудничество во имя общих интересов при заметном взаимном недоверии, особенно с российской стороны. 31 декабря Москва объявила свое решение относительно окончательного маршрута нефтепровода, по которому сибирское черное золото будет поступать на мировой рынок. Нефть потечет непосредственно к тихоокеанскому побережью, минуя Китай: приоритет отдан Японии, Южной Корее и США. Это серьезная неудача для энергетической политики Китая, потребление нефти в котором стремительно растет.
Впрочем, накануне (30 декабря) российский министр энергетики Виктор Христенко сделал утешительный жест в адрес Пекина, предложив государственной Китайской национальной нефтяной корпорации (КННК) 20% акций "Юганскнефтегаза" - главного филиала компании ЮКОС, переходящей под контроль путинской власти. Подтверждение факта этого перехода ожидается со дня на день.
Почти десять лет сага о транссибирском нефтепроводе была предметом самых страстных вожделений на востоке Азии. Китай, который, став вторым в мире потребителем нефти, оказался вынужден на две трети покрывать свои потребности за счет импорта, думал, что уже выиграл партию. В мае 2003 года президент Ху Цзиньтао подписал в Москве с компанией ЮКОС соглашение о партнерстве в сооружении нефтепровода в Китай. Произошедшие через несколько месяцев падение Михаила Ходорковского, руководителя ведущей российской нефтяной компании (считавшейся "прокитайской") все поставило под вопрос. Япония активизировалась и предложила профинансировать прокладку основной части тихоокеанского маршрута в размере 12 млрд евро, что в 7 раз дороже китайского варианта.
Очевидно, что Путин не хочет связывать себе руки, имея дело с эксклюзивным клиентом в Восточной Азии. Не в пользу китайского проекта говорят и экологические соображения. Однако минувшей осенью китайский премьер-министр Вэнь Цзябао заявил, что его российские партнеры подтвердили свое обещание о прокладке ветки в Китай. В обмен Пекин обязался к 2020 году инвестировать в российские инфраструктуры 12 млрд долларов.
Согласно коммюнике, опубликованному в Москве в минувшую пятницу, "система трубопроводов" мощностью в 80 млн. тонн в год и протяженностью в 4130 км свяжет Тайшет (Сибирь), бухту Перевозная (под Владивостоком) и порт Находка (вблизи берегов Японии). Об ответвлении в Китай не сказано ни слова.
Между тем в Москве, в числе прочих сценариев, ходят слухи о покупке "Юганскнефтегаза" китайцами через таинственную подставную фирму. Десять дней назад Владимир Путин заявил, что капитал этой компании будет открыт для возможных китайских покупателей. "Юганскнефтегаз" контролирует 17% российских нефтяных запасов, и на него приходится 60% нефти, добываемой группой ЮКОС. Альянс с КННК, одной из трех ведущих китайских нефтяных компаний, говоря словами Виктора Христенко, лежит в русле "стратегических договоренностей" между сторонами.
В экономическом плане Китай выглядит как одна из жертв реорганизации нефтяного сектора России после падения Михаила Ходорковского. Тем не менее китайские руководители в какой-то мере понимают действия Путина, чьи авторитарные методы и националистические устремления близки их политическим взглядам. Обе страны заинтересованы в ограничении американского влияния в Центральной Азии. В то же время рост мощи Китая пугает многих россиян.
В 2004 году импорт нефти в Китае увеличился на 35%, превысив 110 млн тонн. Его главным поставщиком остается Саудовская Аравия, на втором месте стоит Ангола. В прошлом году на российскую нефть приходилось лишь 8% китайского импорта, но в ближайшие годы ее доля должна возрасти. В настоящее время сибирская нефть доставляется поездом из Читы до китайской границы (365 км), откуда она перекачивается по нефтепроводу в Дацин - главную нефтяную базу страны.