Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 января 2005 г.

Когда британское лейбористское правительство в 1946 году проводило национализацию ряда промышленных предприятий, оно добилось принятия в парламенте соответствующего закона и выплатило компенсацию владельцам предприятий.

Владимир Путин не продемонстрировал подобных изысканных манер в духе демократии и соблюдения закона, когда он производил захват ЮКОСа, крупнейшей российской нефтяной компании. Вместо этого Путин, судя по всему, хотел еще раз подчеркнуть, что государство - это он, и государство стоит выше закона.

Не ждите от Запада каких-либо действий в ответ на это. Путин был прав, когда предположил, что западные инвесторы и потребители энергоресурсов, привыкшие иметь дело с коррумпированными правительствами, не станут задавать лишних вопросов.

Многие западные банки были готовы помочь оплатить операцию по переходу ЮКОСа от одного собственника к другому, даже несмотря на то, что американские инвесторы, владеющие 15% акций компании, несут убытки. Западные банки не стали финансировать сомнительную операцию только после решения американского суда, который пригрозил наложить санкции на тех, кто профинансирует эту сделку. На прошлой неделе российский министр энергетики заявил, что китайское правительство готово купить 20% акций компании "Юганскнефтегаз", и это якобы станет подтверждением законности сделки по продаже.

Даже когда разграбление ЮКОСа было в самом разгаре, руководитель компании ConocoPhillips Джим Мулва проводил переговоры о покупке акций другой российской нефтяной компании, "Лукойл", на сумму в 2 млрд долларов. Канцлер Германии Герхард Шредер все еще продолжает обнимать Путина при встречах и давит на руководство немецкой компании "Рургаз" с тем, чтобы она приобрела дополнительный пакет акций "Газпрома" (сегодня у "Рургаза" - 6,5% акций российского газового гиганта).

Президент Буш также продолжает говорить о Путине как о союзнике, которому он доверяет, основываясь на том, что Россия поддержала военное присутствие США в Узбекистане и Таджикистане и борьбу американцев против "Аль-Каиды" в Афганистане и Пакистане.

Между тем уже нет надежды на то, что в России установится социальная демократия европейского типа или даже диктатура в стиле Пиночета, направленная на стимулирование экономических реформ. Власти, которые предъявили ЮКОСу абсурдные налоговые претензии в размере 25 млрд долларов, попытались провести подобный трюк и с компанией "Вымпелком", крупным оператором сотовой связи, чьи акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В декабре шведская компания ИКЕА пожаловалась на то, что в России с нее требуют взятки, препятствуя открытию нового торгового центра ИКЕА в пригороде Москвы. Бегство капитала из России увеличилось до опасных масштабов - этот показатель вырос с 2,3 млрд долларов в 2003 году до 12 млрд в 2004-м.

Для иностранных инвесторов Путин и его неспособность сделать Россию надежным торговым партнером остаются загадкой. Но, возможно, Путин на самом деле никогда и не думал о "реформах". Запад так же долго не понимал Саддама Хусейна, который представлял себя завоевателем и строителем империи и при этом сократил экономический потенциал страны до одной нефтяной отрасли, которую взял под свой контроль. Не заблуждаются ли западные лидеры и инвесторы сегодня в отношении Путина так же, как они заблуждались в отношении Саддама?

Между Путиным и Хусейном много схожего. В 1979 году президент Ирака Ахмед Хасан Аль-Бакр ушел в отставку, якобы по состоянию здоровья, уступив свое место вице-президенту Саддаму Хусейну. Борис Ельцин также ушел в отставку за шесть месяцев до окончания своего срока на посту президента и уступил свое место Путину.

Первое, что предпринял Саддам для консолидации своей власти, было нападение на Иран - первым действием Путина было вторжение в Чечню. Восхождение Саддама в вершине власти сопровождалось убийствами, то же происходило и при движении к Путина к власти, хотя западные лидеры предпочитают этого не замечать.

Многие проголосовали за Путина в надежде, что он обеспечит безопасность граждан после взрывов в пяти многоэтажных домах в Москве и других городах, в которых погибло 243 человека. Путин обвинил в этих взрывах чеченских террористов. Между тем одна из бомб не взорвалась благодаря тому, что жители Рязани обратили внимание на подозрительных людей, которые сгружали мешки с "сахаром" в подвал многоэтажного дома. Эти "подозрительные личности" оказались агентами российских спецслужб, а "сахар" - взрывчатым веществом.

В Москве быстро сочинили сказку о "фальшивой" бомбе и "учениях" спецслужб в Рязани. Но после происшествия в Рязани взрывы многоэтажных домов прекратились, и это усилило подозрения, что все они были преднамеренной провокацией в интересах Путина. Сергей Юшенков, депутат парламента, который настаивал на проведении расследования этих взрывов, был убит. Другой депутат и заместитель редактора "Новой газеты" Юрий Щекочихин умер при загадочных обстоятельствах якобы от "аллергии". Другие инициаторы расследования взрывов были либо изгнаны с депутатской работы, либо арестованы по вымышленным уголовным обвинениям.

В России стало принято разрешать деловые, политические и личные споры с помощью убийств. К сожалению, западные лидеры не обращают внимания на то, что убийства становятся рабочим инструментом путинского режима.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru