Готовя убийство в 1963 году Джона Кеннеди, Ли Харви Освальд получил финансовую и организационную поддержку Кубы, утверждает германский кинорежиссер Вильфрид Гуйсманн в документальном фильме "Рандеву со смертью".
Этот фильм, представленный журналистам в минувшую среду, является плодом трехлетнего расследования, в ходе которого автор собрал свидетельства бывших кубинских тайных агентов, американских представителей и источника, близкого к российской разведке.
По утверждению Гуйсманна, в сентябре 1963 года Освальд отправился на автобусе в Мехико, чтобы встретиться там в кубинском посольстве с агентами из Гаваны, которые дали ему 6500 долларов на убийство американского президента. Через семь недель Джон Кеннеди был убит в Далласе.
Оскар Марино, бывший кубинский агент, на чьих показаниях в основном строится этот документальный фильм, заявил Гуйсманну, что Освальд сам вызвался совершить убийство, а Гавана этим только воспользовалась.
"Освальд был диссидентом. Он ненавидел свою страну... Освальд предложил убить Кеннеди, - говорит Марино в фильме. - Он был преисполнен ненависти. Идея пришла в голову ему. Мы его использовали... Он был только инструментом".
По словам Марино, ему точно известно, что убийство было операцией кубинской секретной службы G-2, но он отказывается уточнить, была ли она проведена по приказу президента Фиделя Кастро.
Через два дня после убийства Кеннеди в Далласе, произошедшего 22 ноября 1963 года, Освальд был застрелен Джеком Руби.
Фильм дает понять, что Куба пыталась устранить Кеннеди как главного врага коммунистической революции. Он изображает американского президента и Кастро как двух дуэлянтов, каждый из которых пытается нанести удар первым.
Сэм Хэлперн, бывший сотрудник ЦРУ, заявил Гуйсманну: "Он (Кастро) нас побил. Он оказался лучшим, чем мы. Он выиграл, а мы проиграли".
Лоуренс Кинан, сотрудник ФБР, посланный в Мехико сразу после гибели Кеннеди, чтобы исследовать версию о возможном кубинском "следе", сказал, что через три дня его отозвали обратно, а расследование было прекращено.
"Наверное, это худшее из расследований, которым когда-либо занималось ФБР, - сказал он. - Я понял, что меня использовали, мне было стыдно. Мы упустили исторический момент".
81-летний Кинан убежден, что преемник Кеннеди, Линдон Джонсон, заблокировал возобновление расследования потому, что доказательство причастности к убийству Кубы повлекло бы за собой огромное давление в пользу вторжения на остров - и это через год после кубинского "ракетного кризиса", поставившего Вашингтон и Москву на грань ядерного конфликта.
"Очень возможно, что вторжение на Кубу состоялось бы, что имело бы непредсказуемые последствия для всего мира", - сказал он журналистам на презентации фильма и высказал мнение, что именно по этой причине Джонсон предпочел считать Освальда "безумным марксистским убийцей-одиночкой".
В беседе с авторами фильма Александр Хейг, бывший в момент тех событий военным советником, а позже работавший государственным секретарем США, привел следующие слова Джонсона: "Мы не должны позволить американскому народу поверить в то, что Фидель Кастро мог убить нашего президента".
"А причина была в том, что в Америке тогда произошло бы восстание правых, которое на два поколения отстранило бы от власти Демократическую партию", - сказал Хейг.
Он добавил, что по личному приказанию Роберта Кеннеди, брата убитого президента, занимавшего в его правительстве пост министра юстиции, было совершено восемь покушений на Кастро, который до сих пор находится у власти.
Согласно кубинским и российским источникам, с которыми побеседовали авторы фильма, КГБ привлек внимание кубинцев к Освальду в середине 1962 года, когда тот уехал из СССР, прожив в нем три года, чтобы вернуться в США вместе с советской женой и их дочерью.
Как говорится в фильме, кубинские спецслужбы вступили в контакт с Освальдом в ноябре 1962 года.
В работе над лентой Гуйсманн использовал доклад американской разведки, представленный Джонсону. В нем сообщалось, что глава кубинских спецслужб Фабиан Эскаланте в день убийства Кеннеди приехал через Мехико в Даллас и в тот же день покинул город.
В разговоре с режиссером Эскаланте заявил, что в Даллас он не ездил, и отказался отвечать на вопросы относительно роли Кубы в убийстве. "Что есть правда и что есть ложь?" - с улыбкой сказал он.