Исторически и географически связанная с "дугой кризисов", протянувшейся от Кавказа до Ирана и от Ближнего Востока до Афганистана и Пакистана, Россия будет играть в 2010 году роль первого плана - вопрос только в том, решит ли она поддержать инициативы Запада, способствующие миру и стабильности, или ограничится шагами для восстановления своей "сферы влияния", пишет Les Echos.
Обе стратегии представляются одинаково возможными под эгидой тандема Медведев - Путин, внешняя политика которого строится по принципу "доброго и злого следователя", отмечает обозреватель Ив Будрийон. В мире, потрясенном экономическим кризисом, Москва очень скоро получит возможность раскрыть свои карты. Пока неясно, станет ли Россия вмешиваться в президентские выборы на Украине, говорится далее, большое значение для Москвы имеет и "грузинский вопрос", однако для мирового сообщества важнее то, как поведет себя Россия в Иране. Западные страны надеются, что Россия поддержит ужесточение санкций с целью заставить Тегеран отказаться от секретной военной ядерной программы. Эти санкции, отмечает газета, требуют не только одобрения Москвы в Совбезе ООН, но и ее активного участия в борьбе с контрабандой и параллельными финансовыми потоками. За счет этого Кремль может продемонстрировать свою глобальную ответственность и заработать геостратегические очки в отношениях с Бараком Обамой.
"Впрочем, не стоит забывать, что у России в Иране имеются крупные экономические и политические интересы. Неслучайно противники Ахмадинежада в Тегеране регулярно скандируют: "Смерть России!". Кроме того, один из кремлевских кланов, возможно, делает ставку как раз на худший сценарий: если бы в случае провала санкций Вашингтон был вынужден осуществить по иранским объектам военный рейд с катастрофическими дипломатическими последствиями, это бы, по их мнению, пошло на пользу интересам России на Ближнем Востоке", - подчеркивает Будрийон.
Скорее всего, во всех этих вопросах, к которым могут добавиться северокорейский, палестино-израильский и климатический, Россия попытается в этом году лавировать между реваншистскими побуждениями и необходимостью сотрудничества с западными странами, на долю которых приходится основная часть российского экспорта. "В любом случае, степень сговорчивости Москвы будет зависеть от ее финансовой состоятельности, то есть, как всегда, от цен на нефть", - резюмирует автор статьи.