Первым балетом, поставленным Баланчиным в Америке, была ?Серенада?. Он создал ее в 1934 г. для студентов своей новой ?Школы американского балета? - название, которое прямо свидетельствует о его намерении создать американский балет. В понедельник вечером мы увидели ?Серенаду? в исполнении балета Кировского театра, который взял ее на вооружение три года назад. Эта была прекрасная, восхитительная постановка!
Наследники Баланчина предъявили права на балет, который был создан для того, чтобы научить неопытных американских студентов танцевать по-американски. Если бы Баланчин не уехал из Санкт-Петербурга в 1924 г. в возрасте 20 лет, он бы не выжил как творческая личность - все остальные талантливые хореографы-новаторы тех времен, такие как Касьян Голейцовский, были раздавлены социалистическим реализмом.
Духовное и физическое родство нью-йоркского Баланчина и санкт-петербургского Баланчина очень крепко и с каждым годом становится все очевиднее. Артисты Кировского театра обнаружили несомненную ?русскость? в гении Баланчина и смогли с легкостью раскрыть различные его свойства.
Что бы сказал об этом сам Баланчин догадаться невозможно, но можно вспомнить, что в 1962 г., когда он привез свой ?City Ballet? в Россию, его приветствовали словами: ?Добро пожаловать в Россию, на родину классического балета?. ?Простите, но родиной классического балета является Америка, - ответил он. - Россия - родина романтического балета?. Однако от этого романтизма не осталось и следа. Тот романтизм, который мы видим в постановках Кировского театра, проявляется в создании эмоциональной атмосферы и почти физически ощутимом наслаждении от исполнения хореографических нюансов.
Программа ?Дань Баланчину? состоит из ?Серенады?, исполненной великолепно и страстно - Светлана Захарова, Майя Думченко и Вероника Парт танцевали идеально - ?Аполлона? и ?Симфонии До мажор?. Мускулистый Игорь Зеленский превосходно исполнил партию молодого бога от рождения до осуществления своих божественных обязанностей. Он с блестящей естественностью носит свою божественность. Его музами были прекрасная и женственная Вероника Парт в роли Терпсихоры, Ирина Голуб и Дарья Павленко. Они показали тонкое музыкальное чувство, создали реальные характеры. Своим видением второй части симфонии Бизе Ульяна Лопаткина снова сделала ?Симфонию до мажор? уникальной. Она танцевала удивительно чисто с завораживающей четкостью. Земное существование осталось где-то далеко - здесь мы видели только то, как божественное выполняет предначертанное ему судьбой. Уникальная, беспрецедентная, возвышенная работа. Дань, преподнесенная Кировским Баланчину - это акт любви и понимания.