После того, как позавчера в стране произошла самая крупная авиакатастрофа с советских времен, возникли новые сомнения по поводу надежности старых российских лайнеров.
Под Иркутском разбился российский самолет Ту-154 - в результате погибли 145 человек.
Катастрофа ухудшила статистику надежности российской гражданской авиации, которая начала улучшаться после 1994 года, когда в пяти авиакатастрофах погибли 263 человека.
В прошлом году в ходе единственной катастрофы коммерческого самолета погибли всего 9 человек: это позволило официальным лицам утверждать, что российские гражданские авиарейсы надежнее многих западных.
Однако катастрофа, которая произошла во вторник, усилила опасения, что в настоящее время российские самолеты становятся жертвой опасного сочетания большого возраста и плохого обслуживания. Авиапромышленность только сейчас начинает восстанавливаться после периода хаоса, последовавшего за развалом СССР и расформированием государственной монополии "Аэрофлот".
"Аэрофлот" остался крупнейшим в России внутренним и международным авиаперевозчиком. Однако потеря монополии и вынужденное лишение многих внутренних маршрутов и самолетов привели к появлению около 300 местных авиакомпаний, многие из которых очень мелкие.
При этом в результате коллапса российской экономики число пассажиров на внутренних рейсах резко сократилось. Число самих внутренних рейсов уменьшилось на три четверти.
Новые авиакомпании получили в свое распоряжение большое количество самолетов, но у них было очень мало денег для их обслуживания и модернизации. Это привело к тому, что в 90-е годы - из-за отсутствия заказов от российских перевозчиков - производство гражданских самолетов сократилось до минимума. Те, кому были нужны самолеты, покупали по дешевке аппараты, ранее уже побывавшие в эксплуатации.
Ту-154, который позавчера потерпел катастрофу, в этом году был приобретен небольшой региональной авиакомпанией "Владивосток-Авиа" у китайской авиакомпании, где он прослужил 15 лет. По сообщениям "Владивосток-Авиа", в апреле самолет прошел капитальный ремонт и был полностью готов к эксплуатации.
По словам эксперта московского инвестиционного банка United Financial Group Юлии Ждановой, средний срок эксплуатации на международных авиалиниях - меньше 9 лет. Однако большинство российских самолетов, летающих на внутренних авиарейсах, эксплуатировались, по меньшей мере, 18 лет.
Почти все они были сконструированы еще в советские времена. Для них характерны большой расход топлива и высокий уровень шума. Комфорт для пассажиров минимален. Репутация российских пилотов еще в полной мере не восстановилась после печально известного крушения аэробуса в Сибири в 1994 году (тогда погибли 75 пассажиров и экипаж), вызванного тем, что пилот передал управление самолетом своему 15-летнему сыну.
В том же году еще 125 человек погибли в результате катастрофы Ту-154 неподалеку от Иркутска - до этой недели это была самая серьезная катастрофа с советских времен.
Позавчерашний инцидент может поставить под сомнение надежность Ту-154: это зависит от результатов расследования. За последние 10 лет в мире произошло 13 катастроф Ту-154, повлекших за собой гибель людей, а за первую половину нынешнего года только в одной России было произведено 11 аварийных посадок.
Вчера президент Владимир Путин распорядился, чтобы руководство российской авиации в срочном порядке сообщило, что и как необходимо сделать, чтобы предотвратить новые подобные трагические инциденты. Он создал также специальную комиссию по расследованию катастрофы, которую возглавил вице-премьер Илья Клебанов.
Однако вчера российские официальные лица заявили, что не планирует прекратить использование Ту-154. "Пока у нас нет причин сомневаться в надежности" самолета, - подчеркнул представитель министерства транспорта Владимир Рудаков. По его словам, технические проверки самолетов перед вылетом ужесточены до предела.
Начальник отдела комиссии по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета Лидия Ангелова вчера заявила, что Ту-154 является одним из лучших российских самолетов: он много летает, это самый рабочий самолет в России. "Относительные показатели безопасности у него не хуже других", - отметила Ангелова.
С 1968 года было построено около 1000 самолетов Ту-154, и около четверти из них сейчас регулярно эксплуатируются. Отказаться от их использования означало бы фактически парализовать деятельность региональных авиакомпаний, - подчеркнула Жданова.
Самолет потерпел катастрофу, когда в 2:10 утра по местному времени готовился приземлиться в Иркутске. Он сделал три круга вокруг аэропорта, произвел резкий разворот и рухнул на землю с высоты 850 метров. "Неясно, как, с аэродинамической точки зрения, все это могло произойти", - заявил вчера глава МЧС Сергей Шойгу.
Радиоконтакт, состоявшийся за четыре минуты до катастрофы, свидетельствовал о том, что с самолетом все в порядке. Последними словами пилота были: "Я вижу посадочную полосу".