Первый визит премьера Эхуда Ольмерта на передовую прошел, несмотря на 34-градусную жару, в холодной обстановке. Вчера утром он совершенно неожиданно в сопровождении министра обороны Амира Переца и начальника генштаба Дана Халуца приехал в Сдерот, израильский городок, расположенный на границе с сектором Газа, который на протяжении нескольких месяцев подвергается обстрелам снарядами "Кассам" со стороны палестинских группировок. И именно в то время, как Ольмерт в сопровождении мэра Эли Мояля совершал поездку по городу, в промышленной зоне упал очередной снаряд, который запустили с полей в районе Бейт-Хануна. Более того: вечером еще один снаряд достиг Ашкелона, к северу от сектора Газа, попав в здание школы, где в это время, к счастью, никого не было.
В Сдероте несколько месяцев назад был создан протестный комитет против правительства, которое не проявляет внимания к драме маленького городка, в котором, помимо прочего, у министра обороны Переца имеется фамильный дом. "Мы нанесем удары по каждому террористу, всем тем, кто наносит удары по Израилю, придется ответить за свои действия", - заявил Ольмерт во время визита, сообщив о том, что передал силам обороны инструкции по продолжению наступления на территории сектора Газа, с целью прекращения обстрела этой зоны реактивными снарядами. Но этот визит вызвал сильное раздражение у населения. Алон Давиди, председатель протестного комитета, сказал: "К сожалению, премьер-министр приехал сюда лишь после похищения солдата. Мы написали ему десятки писем, петиций, чтобы ликвидировать угрозу обстрелов, мы даже пытались дозвониться до него, но безрезультатно. И теперь он появляется здесь, без предупреждения и без приглашения".
Прежде чем уехать, Ольмерт развеял иллюзии тех, кто думал, что кризис в секторе Газа может быть урегулирован в короткие сроки: "Это долгая война, требующая большого терпения, потребуются большие жертвы. Мы должны сжать зубы и нанести жесткий удар. У нас все получится, мы победим и вернем Гилада его семье".
Но две задачи, поставленные Ольмертом, - прекратить обстрелы снарядами "Кассам" и освободить солдата Шалита, - не могут быть решены путем реализации одной и той же стратегии. Первыми это поняли в руководстве вооруженных сил, которые давно говорили о том, что не возражают по поводу возможной передачи заключенных в обмен на освобождение похищенного капрала. "В конечном итоге может возникнуть необходимость в переговорах", - сказал в понедельник начальник генштаба Халуц. Конечно же, террористы, "запятнавшие себя кровью", освобождены не будут, но вполне возможно - палестинцы, оказавшиеся в тюрьме на основании "Приказа о предотвращении террористических акций", как, например, министры "Хамаса" и депутаты палестинского парламента, помимо заключенных, арестованных за менее тяжкие преступления.
Спустя 10 дней после похищения Гилада Шалита, впервые прервал молчание и отец молодого капрала, выступив с жесткой критикой того, что делает правительство для освобождения его сына. Наом Шалит "разочарован действиями правительства и тем, что Израиль намеревается восстановить военное присутствие в Газе за счет моего сына". По мнению Наома, следует начать переговоры с похитителями, но правительство исключает такую возможность: "Надо с кем-то переговорить, чтобы появились результаты, и это должны быть или прямые переговоры, или через посредников". И отвечая в ходе телевизионной программы на 10-м канале на вопрос о том, что Шарон в 2004 году в обмен на какого-то темного бизнесмена, похищенного ливанскими "Хизбалла", освободил сотни арабских заключенных, Наом Шалит сказал: "Я прекрасно помню о прецеденте с Таннебаумом, но помнят ли об этом деле наши нынешние лидеры". Отец солдата рассказал о беседе, которая у него состоялась с генералом Халуцем после ультиматума. "Я просил начальника генштаба взять на себя ответственность и защитить интересы Гилада перед израильским государством и правительством".