О молдавском споре относительно роли Советского Союза в истории страны пишет немецкая Frankfurter Allgemeine. Исполняющий обязанности президента Михай Гимпу объявил 28 июня днем памяти о советской оккупации, чем вызвал крайнее недовольство коммунистов, находившихся у власти в Молдавии до 2009 года. При этом, как отмечает автор статьи Михаэль Мартенс, нынешнюю правительственную коалицию "Союз за европейскую интеграцию" раздирают внутренние противоречия, так что "скорый возврат коммунистов к власти не исключен".
Основанием для президентского указа, говорится далее в статье, стало событие, пришедшееся на 28 июня 1940 года, когда в соответствии с пактом Гитлера-Сталина Советский Союз занял Бессарабию, которая прежде принадлежала Румынии. Северная и южная часть Бессарабии отошли Украине, а на оставшейся территории была провозглашена Молдавская Советская Социалистическая Республика.
Обозреватель газеты излагает историю развития конфликта: Мариан Лупу, один из ведущих лидеров правящей коалиции, попросил Гимпу отозвать свой указ, поскольку право устанавливать национальные праздники принадлежит парламенту. Кроме того, указ отражает личные взгляды Гимпу, а не правящей коалиции или большинства населения. "Воспоминания о советских преступлениях в Молдавии живы лишь в немногих семьях, - рассказывает Мартенс. - Большинство вспоминает о полных холодильниках и социальных гарантиях". Поэтому указ президента энтузиазма у граждан не вызвал. Более того, к российскому посольству в Кишиневе в этот день даже приносили цветы.
Молдавский спор, полагает немецкий журналист, неотделим от борьбы за власть, апогей которой ожидается к концу лета или к началу осени. Коалиция планирует провести референдум о прямых выборах президента, который в данный момент избирается парламентом. Если конституционный суд одобрит инициативу, референдум пройдет, скорее всего, 12 сентября. Если референдум состоится и его решение будет положительным, президентские и парламентские выборы состоятся одновременно, в ноябре. Останется ли у власти нынешнее правительство, Мартенс предсказать не берется.