Накануне 36-летней годовщины войны, которая привела к революции в иудаизме и на современном Ближнем Востоке, кумир израильского правого лагеря Ариэль Шарон по завершении саммита в Акабе уведомил своих коллег-ястребов о том, что "Дорожная карта" сравняет с землей поселения на Западном берегу и выгонит поселенцев из их домов: правительство решило пойти на то, чтобы поделиться Святой землей с независимым палестинским государством.
В то время как сторонники жесткой политики готовятся к бурным демонстрациям протеста против создания палестинского государства и против премьер-министра, которого еще три месяца назад они собирались поддержать на выборах, все больше и больше израильтян высказывают озабоченность тем, что миротворческие усилия Шарона могут сделать его следующей мишенью какой-нибудь фанатичной группировки.
Прецеденты не внушают оптимизма.
В 1977 году египетский президент Анвар Садат, который за четыре года до этого вторгся на Синайский полуостров в Йом Киппур и потряс еврейское государство до самого основания, поразил мир, приехав в Иерусалим и заключив первый в арабской истории мир с Израилем.
6 октября 1981 года ничего не подозревающий Садат наблюдал с трибуны за военным парадом. Из рядов военных выступили несколько солдат и выпустили в него обоймы своих АК-47, пригвоздив Садата к рядам сидений.
В 1993 году израильский премьер-министр Ицхак Рабин, который 5 июня 1967 года, будучи главнокомандующим армии, перекроил карту Ближнего Востока, направив израильские силы на Синайский полуостров, Западный берег, в сектор Газа и Старый Город Иерусалима, предпринял драматический и совершенно неожиданный шаг, официально признав Организацию освобождения Палестины и объявив о заморозке строительства новых поселений на территориях.
Менее чем через 2 года Рабина убили, когда он садился в свой бронированный лимузин после посещения митинга мира в Тель-Авиве, который премьер-министр покидал, окрыленный мощной общественной поддержкой. Убийца - Игаль Амир, молодой религиозный израильтянин из правого лагеря, выпустил ему в спину три пули.
На этой неделе Арик-ястреб с репутацией неустрашимого воина, на протяжении десятилетий руководивший строительством поселений на Западном берегу и в секторе Газа, потряс свой народ, добившись одобрения правительством международного плана ближневосточного урегулирования, документа, который санкционирует создание палестинского государства на Западном берегу к 2005 году.
На начальной стадии "Дорожная карта" обязывает правительство Израиля "немедленно демонтировать поселения, возведенные после марта 2001 года", и "заморозить все строительство в поселениях (включая естественный рост поселений)". Для правых это удар ниже пояса.
Первым последствием принятия Шароном "Дорожной карты" стало то, что его назвали "предателем". По коже бегут мурашки, когда припоминаешь, что именно это слово повторяли правые круги в шумные недели, предшествовавшие покушению на Рабина.
Еще один знак, напоминающий период до покушения, - митинг на площади Сион в Иерусалиме, организованный правыми силами спустя несколько часов после саммита в Акабе. Именно на этом месте прошел яростный антиправительственный митинг за месяц до того, как Рабина застрелили.
Ярость, гнев и шок правого лагеря достигли уровня, невиданного на протяжении многих лет, фактически, с самой эры Рабина, отмечает обозреватель Haaretz Даниэль Бен-Симон.
По мнению Бен Симона, существенная разница между антираббиновской и антишароновской яростью заключается в том, что "правые считали Рабина предателем в том смысле, что он сделал то, что сделал, будучи светским человеком и представителем левого лагеря, и, следовательно, предателем еврейского наследия. Они ненавидели Рабина не только потому, что он был левым и "осквернителем традиций", но и потому, что он был Новым Израильтянином, с которым они не были солидарны".
"Сейчас проблема в том, что Шарон - один из них. Он - человек, который принадлежал к их кругу. И это - предательство собственной семьи. Человек, который вешал мезузы во всех поселениях, который набрасывал карты новых поселений и обустраивал Землю Израильскую, оказался Иудой Искариотом".
Для правых Шарон - не просто один из членов семьи, утверждает Бен-Симон, для них он - глава семьи.
"Впервые с 1967 года, впервые с тех пор, как началось строительство поселений, мы остались одни. Некогда мы были с правыми против Рабина, затем с правыми против (бывшего премьер-министра) Барака. Сегодня против нас глава правых. И теперь мы, поселенцы, вдруг остались одни", - сокрушается один из представителей Совета Йеши поселений Иудеи, Самарии (Западный берег) и сектора Газа.
Захват Израилем в 1967 году всей библейской Священной земли потряс ортодоксальное еврейство.
Вкупе с политической революцией под руководством основателей "Ликуда" Ариэля Шарона и Менахема Бегина - через 10 лет они привели "Ликуд" к власти - поселенческая кампания Шарона привела к революции в мышлении правых и религиозных кругов.
Образ поселенца - пионера-героя - воодушевил соблюдающих евреев и "ястребов" как в Израиле, так и во всем мире.
Так захватывающа была поселенческая кампания, что рассуждения о ней красной нитью пронизали учения раввинов даже в формально антисионистских ультра-ортодоксальных кругах, которые в итоге породили самых агрессивных противников сделки "мир в обмен на землю" и самых бескомпромиссных противников политики израильских генералов-миротворцев, таких, как Рабин.
Угрозу возможного насилия озвучил на выходных пусть и не в прямой, но в довольно угрожающей форме израильский ультраправый министр и житель поселения Нокдим на Западном берегу Авигдор Либерман. В телеинтервью Либерман предупредил, что мысль об уничтожении поселений затронула самую тонкую струну настроений в Израиле и что за этим может последовать гражданская война.
Подливая масла в огонь, раввины на территориях говорят в отношении Шарона: "How the mighty are fallen" - что очень похоже на надгробную речь.
"К угрозам в адрес Шарона нельзя относиться легкомысленно, - отмечает министр юстиции и зампремьер-министра Йосеф Лапид. В прошлом ему самому угрожали известные религиозные фигуры. - Одно экстремистское замечание может повлечь за собой другое. Экстремисты играют с огнем. Такова сложившаяся атмосфера, и мы знаем, что может произойти".
"Нельзя игнорировать тот факт, что в правом лагере есть фанатичные люди, которые могут представлять опасность, - продолжил Лапид. - Когда Либерман говорит о том, что демонтаж поселений может привести к гражданской войне, сложно угадать наверняка, предупреждение это или угроза".
Хотя многие правые лидеры поспешили осудить предположения о развязывании гражданской войны, некоторые религиозные фигуры на исключают такого развития событий.
Вероятность гражданской войны существует, говорит раввин поселения Хар-Браха (около Наблуса) Элиэзер Меламед, напоминая, что, когда людям причиняют боль, проблемы становятся только глубже.
Он отмечает, что хотя термин "предатель" звучит чересчур сильно, Шарон, изменив свою позицию по вопросу поселений, вне всякого сомнения, "предал ценности".
Меламед отказался публично призвать к воздержанию от насилия и осудить тех, кто его совершает. "Арик Шарон прислал меня сюда жить, - заявляет он. - Так что, теперь я должен извиняться? Теперь он, человек, подвергающий страну опасности, должен извиняться, он должен оправдываться, а не я".
Дочь Ицхака Рабина, юрист Далия Рабин-Пелоссоф, возмутилась словами Меламеда, потому что они один в один сходятся с теми заявлениями, которые звучали в правом лагере в месяцы, предшествовавшие покушению на Рабина в 1995 году.
Память о покушении на Рабина может стать фактором, который поможет предотвратить новое убийство. "Правые еще не излечились от травмы, нанесенной убийством Рабина, - отмечает Бен-Симон. Он напоминает слова одного раввина: "Еще одно подобное убийство, и государства Израиль больше не будет".
Иными словами, даже ультраправые не могут позволить себе уничтожить свою страну.
Если кто-то решит убить премьер-министра, "этому не сможет помешать даже секретная служба Шин-Бет - так же, как она не может предотвратить все до единого теракты", подчеркивает Бен-Симон. "Сегодняшняя уличная атмосфера - это не атмосфера убийства, - подчеркивает он. - Никто не казнит через повешение восковые куклы Шарона, раввины не призывают к "Дин Мозер" и "Дин Родеф" (официальное разрешение убить еврея, который предал других евреев), а ведь именно эти механизмы привели к убийству Рабина".
Если Шарон продолжит мирные шаги и дойдет от отделения территорий от собственно Израиля, это станет поворотным моментом в истории израильского общества. "Разорвать на куски Землю Израильскую - все равно что провести операцию на сердце израильского общества, - пишет Бен-Симон. - Вопрос в том, оправится ли пациент от этой операции и воспрянет ли как Новый Человек или погибнет на операционном столе?"
Важность территорий и их связей с еврейским наследием - все они упоминаются в Библии - для еврейской общины так велика, что до сих пор неясно, смогут ли религиозные круги выжить без этих территорий. Для многих ортодоксальных евреев территории - это ось их самоидентификации, их самобытности. "Отобрать территории - значит отобрать у них все, - резюмирует Бен-Симон. - Для них это будет полным крахом, и, возможно, падая, они захотят прихватить с собой и других, включая премьер-министра".