В экспертном документе по внешней энергетической политике Москва рассматривается в качестве партнера
После шока от той бесцеремонности, с которой Россия в начале этого года перекрыла на время газовый кран, в Европе вырисовываются слабые контуры единой европейской внешней энергетической политики. Документ с обстоятельным названием "Внешняя политика по соблюдению интересов ЕС в области энергетики" стал результатом того, что эксперты Еврокомиссии и Совета министров ЕС согласились на предложения, выдвинутые на обсуждение в преддверии европейского саммита 15 июня. Если главы государств и правительств будут придерживаться намеченной в Брюсселе линии, то тогда - так, по крайней мере, считают дипломаты - во время председательствования Германии в Еврокомиссии в 2007 году могут быть приняты весомые решения.
Авторы документа считают, что обеспечение "безопасности поставок" и более твердой позиции ЕС по отношению к "внешним крупным поставщикам" может быть достигнуто при комбинировании четырех разных подходов.
Во-первых, эксперты предлагают неделимое политико-энергетическое сочленение с Россией, конечной ступенью которого станет "интеграция энергетических рынков ЕС и России". Россия является на сегодняшний день крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ЕС. В 2004 году поставки из России покрывали 24% потребностей ЕС в газе и 27% потребностей в нефти.
После интеграции рынков европейцы смогут пойти навстречу российским поставщикам. Не упоминая о недавней попытке российского поставщика газа утвердиться на европейском рынке, которой помешала Великобритания, Еврокомиссия и Совет министров ЕС не оставили и тени сомнения в том, что надежное и длительное сотрудничество может функционировать только на базе "разносторонности, прозрачности и отсутствии дискриминации". Привлекательность таких европейских планов для Москвы представитель Совета видит в том, что энергетические компании стран - членов ЕС смогут инвестировать "несколько десятков миллиардов евро", которые нужны России для того, чтобы с оптимальной выгодой использовать свои сырьевые резервы.
Во-вторых, ЕС планирует заключение "стратегического энергетического партнерства" и с другими важными поставщиками энергоресурсов. Это в первую очередь такие страны, как Норвегия и Алжир, которые вносят весомый вклад в энергетическое обеспечение ЕС. С Украиной, кавказскими и прикаспийскими государствами тоже планируется в будущем заключение двусторонних договоров. При этом для обеспечения путей доставки ресурсов должны быть учтены интересы и транзитных государств - к примеру, Турции.
В-третьих, считают эксперты, безопасность поставок тесно связана с экономией энергии в мировом масштабе. В этой связи глобальные энергетические проблемы должны решаться совместными усилиями ЕС, США, Японии, Китая и Индии. Авторы документа особо подчеркивают, что наряду с прозрачными и хорошо функционирующими энергетическими рынками, важно обращать внимание на "неиссякаемые источники энергии и энергетическую эффективность". По словам эксперта Комиссии, не должно получаться так, что в Америке на душу населения приходится в два раза больше энергии, чем в Европе.
Сигналы для Ирана
В-четвертых, Совет министров и Еврокомиссия в связи с набирающей обороты в ЕС дискуссией о ренессансе атомной энергетики настаивают на "международной системе поставок обогащенного урана". От этого должны, однако, выиграть только те страны, которые возьмут на себя обязательства по нераспространению и будут находиться под международным контролем. Наблюдатели считают, что этим предложением в связи со спором вокруг иранской ядерной программы Брюссель посылает Ирану сигнал, облегчающий Тегерану решение согласиться на предложения ЕС, США, России и Китая по урегулированию конфликта.
Авторы документа подчеркивают, что каждая страна ЕС имеет право сама решать вопросы, связанные с безопасностью поставок энергоресурсов и с комбинацией источников энергии. Таким заявлением Брюссель стремится успокоить такие страны, как Испания, Франция и Великобритания, которые с недавнего времени демонстрируют протекционистские тенденции в энергетической политике.