Никто на мировой арене сегодня не сравнится с Владимиром Владимировичем Путиным. Президент России стал непревзойденным специалистом по привлечению к себе внимания публики на международных встречах, обнажая разногласия в западных рядах и поднимая ставки во все более жарком состязании с США.
Последним примером стала его вопиющая угроза, прозвучавшая накануне саммита "большой восьмерки" на этой неделе, - нацелить ядерные ракеты России на объекты в Европе, если на европейской территории когда-либо будет размещена американская система ПРО.
Кроме того, этот человек с потрясающим апломбом называет себя единственным в мире "чистым демократом", сокрушаясь: "После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем".
Путину следует быть осторожнее. Его тактическое мастерство, возможно, поможет ему обойти Запад сегодня, но результатом его остроумия может стать глубокое недоверие к России со стороны Европы и США.
Взять хотя бы горячие разногласия по поводу системы противоракетной обороны - программы, которая, по мнению скептиков, никогда не осуществится и которая, как говорят даже истинные приверженцы этой идеи, никак не повлияет на какое-либо государство, у которого есть больше, чем горстка ядерного оружия.
После унижения 1990-х и накануне предвыборного сезона Россия пребывает не в том настроении, чтобы смириться с обустройством американцами, как это воспринимают в России, плацдарма в Польше и Чехии. Офицеры Путина отвергли предложения США о сотрудничестве в области противоракетной обороны. Вместо этого Россия угрожает выйти из двух ключевых договоров о контроле над вооружениями и выступает с еще более воинственными выпадами в сторону Запада.
Подобный курс не только неправилен и непропорционален, он еще и контрпродуктивен. Хотя социал-демократы Германии критикуют США за их поведение в этом диспуте, немецкий электорат демонстрирует признаки отрицательного отношения к агрессивному поведению Путина. И несмотря на то, что общественное мнение в Польше и Чехии не приветствует размещение баз на своей территории, в основном из-за страхов, провоцируемых угрозами России, в этих двух странах антироссийские настроения растут, а не уменьшаются.
Соединенные Штаты могли бы предпринять новые шаги к тому, чтобы прекратить этот спор, в частности обсудив, может ли идти речь о фиксированном количестве ракетных перехватчиков на территории Польши. Но основная ответственность лежит на Путине. Все, что он до сих пор предпринимал в этом году, было направлено на то, чтобы сделать ситуацию вокруг ПРО игрой с нулевой суммой, из которой только одна сторона может выйти победителем.
Это не государственный подход. Пришла пора Путину преодолеть нелюбовь его страны к Западу и продемонстрировать, что Россия - это партнер, а не старый, затаивший обиды враг.