Чисто формально в России есть основа для грамотного и эффективного управления компаниями - это так называемое Corporate Governance (корпоративное управление). Однако на практике этот свод правил не используется, считает обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung Геральд Хосп.
Глобальный финансово-экономический кризис подверг структуры корпоративного управления в российских компаниях серьезному испытанию. Миноритарные акционеры и иностранные инвесторы, пишет издание, всегда были в России чем-то вроде "пострадавшей стороны" - хотя в последние годы и наметились изменения к лучшему не в последнюю очередь благодаря увеличившемуся участию российских компаний на международных рынках капитала.
Однако нынешняя турбулентность мировой экономики разом перечеркнула все положительные результаты последних лет, продолжает Геральд Хосп: поскольку компаниям становится все труднее получать доступ к капиталу, прозрачность управления отодвигается на задний план. Посредством юридических уловок руководство компаний уходит от обязательств перед миноритарными акционерами, а государство, предлагающее финансовую помощь, таким образом расширяет свое влияние в экономике.
Сговорчивость некоторых судов иногда приобретает совсем очевидные формы: для того, чтобы уйти от обязательного предложения к миноритарным акционерам, касающегося приобретения обыкновенных именных акций ОАО "ТГК-4", компания "Онэксим" и ее стратегический инвестор российский миллиардер Михаил Прохоров проявили чудеса изобретательности: "Онэксим" сообщила о том, что ее кипрское дочернее предприятие получило долю в ТГК-4 (более 50%) незаконно, поскольку ТГК-4 является стратегически важным предприятием. А по российским законам, напоминает издание, иностранные компании не имеют права становиться мажоритариями в стратегически важных компаниях. Иски иностранных инвесторов уже неоднократно отклонялись, добавляет автор.
Автор статьи отмечает также поверхностное соблюдение правил Corporate Governance на практике: к примеру, по данным рейтингового агентства Standard & Poor's, в концу прошлого года лишь 26 российских компаний придерживались рекомендаций Кодекса корпоративного управления. Кроме того, в России не получило широкого распространения составление балансов в соответствии с международными стандартами IFRS или US-GAAP. Помехой, по мнению Хоспа, является и возможность сокрытия имущественных отношений, поскольку акционеры, владеющие акциями не напрямую, не хотят заявлять о себе.
В качестве другого риска для инвесторов автор публикации называет госкорпорации, получающие в России все большее распространение.
По мнению экономиста Сергея Гуриева, чисто российской особенностью является и так называемое "черное рейдерство" - захват компании при помощи коррумпированных чиновников.