В середине 80-х годов, когда железный занавес все еще разделял Европу и мир, участница советско-американского телемоста Ленинград-Бостон "Женщины говорят с женщинами" Людмила Иванова озвучила фразу, известную сейчас каждому россиянину. На вопрос американской участницы, "есть ли в Советском Союзе реклама, в которой все так же, как и в США, крутится вокруг секса", представительница "Комитета советских женщин" ответила, что в "СССР секса нет". Всего через несколько лет Советский Союз распался, и в России началась сексуальная революция. Немецкое издание Der Spiegel попросило рассказать о ней фотографа Евгения Кондакова, запечатлевшего события тех времен на свой фотоаппарат.
Коммунисты, рассказывает Кондаков, были действительно щепетильны в этом вопросе. "Люди, конечно, размножались, но говорить об этом было не принято". Тогда многое было запрещено: мужчин и женщин, не состоявших в браке, в гостиницах не селили в один номер, нигде нельзя было купить журнал Playboy, а за просмотр эротических фильмов режиссера Тинто Брасса вообще можно было загреметь за решетку. "Вот я недавно был в Иране, - продолжает фотограф. - Так там все то же самое".
Также, уверяет Кондаков, сексуальной жизни "не способствовали жилищные условия советских граждан". Многие жили в коммуналках, по несколько семей в одной квартире. "Одной моей знакомой, занимавшей комнату вместе со своим сыном, всегда приходилось уходить на кухню, когда к нему приходила его девушка, - вспоминает Кондаков. - На кухне мамаша стирала белье, в результате чего через некоторое время соседи начали откалывать шутки по поводу ее стирок".
А вот в 1990 году, говорится далее, в Москве уже начали продавать эротическую литературу. "Напечатанные на плохой бумаге книжонки о новых позах для занятий сексом расходились как горячие пирожки". Тогда же, вспоминает фотограф, появился первый российский эротический журнал "Андрей".
Вообще же, подытоживает россиянин, "главное различие сексуальной революции в России и на Западе состоит в том, что на Западе она сопровождалась ростом экономического благосостояния граждан, а у нас - наоборот". "Общество трещало по швам, простые люди не знали, как прокормить свои семьи, все в один миг потеряли свои сбережения". Все это, по мнению Кондакова, и привело к коммерциализации секса. "Проституция была и в советские времена, в том числе и для партийной элиты. А тут она вдруг появилась везде. Проститутки стояли перед парламентом, нашей редакцией и даже перед главным зданием КГБ на Лубянке". "Стриптиз в Москве был чуть ли не на каждом шагу: полуголые девицы танцевали вокруг стойки даже в такой солидной гостинице, как "Метрополь", - вспоминает свидетель тех лет.