Персональное могущество российского президента имеет оборотную сторону - слабость его страны в целом. Запад же, напротив, слаб лишь на первый взгляд, пишет внештатный научный сотрудник центра Карнеги в Брюсселе Ульрих Шпек на страницах Neue Zürcher Zeitung.
В украинском кризисе Запад до сих пор производил впечатление "слабости, малодушия", пишет Шпек. Может быть, во "вторую лигу" Россию записали преждевременно? Нет, "Россия на самом деле слаба", убежден автор, "но Путин силен", так как за многие годы он создал систему, в которой ему и только ему подчинены все властные ресурсы.
"Россия в целом, тем не менее, по-прежнему чрезвычайно слаба и продолжает слабеть дальше, - подчеркивает эксперт. - Система Путина наносит урон собственным ресурсам России: творческому потенциалу и энергии ее народа... Система стимулов устроена таким образом, что вознаграждается не усердие и гражданственность, а лояльность системе. Коррупция, насилие и пропаганда подтачивают веру в общество и государство. Из-за этого Россия очень уязвима перед лицом кризисов. Из-за падения цен на газ или перемен в верхах страна может погрузиться в хаос".
"И все же по сути слабая Россия смогла загнать сильный Запад в оборону. Одна из причин этого - в нежелании Запада из-за Украины вставать на путь конфронтации с Россией. Но есть еще одна: либеральным демократиям мобилизовать властный ресурс гораздо сложнее, чем автократическим государствам, - отмечает автор. - Путину, так сказать, достаточно щелкнуть пальцами, чтобы привести в движение армию, изыскать миллиардные ассигнования и настроить пропагандистский аппарат, тогда как немецкому канцлеру придется пройти долгий, утомительный путь к консенсусу многочисленных сил, и не только в своей стране".
"Но, если либеральная демократия мобилизовалась, тут уж она проявит свое превосходство над автократией, - убежден Шпек. - У Запада не просто бесконечно больше властных ресурсов - он обладает "мягкой силой", то есть притягательностью, которой Россия с ее самодержавием едва ли может что-то противопоставить на Украине".