В результате банковской аферы с участием трех молдавских банков в период с 2010 по 2014 год была похищена сумма, эквивалентная стоимости одной восьмой ежегодной экономической продукции этой страны, то есть в относительном выражении речь идет об одном из крупнейших ограблений в мировой истории. Подробности мошеннической схемы со ссылкой на доклад американской аудиторской компании Kroll сообщает The New York Times. С точки зрения автора статьи Эндрю Хиггинса, "скандал приободрил и воодушевил промосковские силы, участвующие в упорной борьбе за страны бывшего СССР".
Первая информация о злоупотреблениях в трех банках - Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank - появилась в ноябре прошлого года, когда Центробанк Молдавии ввел в этих кредитных учреждениях режим специального управления. В мае спикер парламента Молдавии Андриан Канду опубликовал в личном блоге конфиденциальный отчет, подготовленный по заказу ЦБ компанией Kroll. Согласно этому документу, названные банки по инициативе 28-летнего молдавского олигарха по имени Илан Шор "без какого-либо явного коммерческого обоснования" стали кредитоваться в других банках, причем кредиты, взятые в одном месте, выплачивались за счет заимствований в другом и так далее. Канду сравнил эту систему с финансовой пирамидой.
В общей сложности три банка, сейчас объявленные банкротами, взяли кредитов на 750 млн долларов и "по всем признакам отдавать их не собираются". Иными словами, с учетом процентов было похищено около 1 млрд долларов. Всего за два дня - 25 и 26 ноября 2014 года подконтрольные Шору компании перевели примерно 600 млн долларов в "таинственные офшорные компании", выяснили эксперты Kroll. Как полагают следственные органы, у Шора могли быть "могущественные сообщники", и не исключено, что к афере причастны "люди из правительства".
Шор в настоящее время находится под домашним арестом в "своем просторном жилом комплексе в Кишиневе", где его охраняет и полиция, и частные охранники из фирмы Klassica Force. Статус кандидата на местных выборах дает ему иммунитет от судебного преследования. Он отверг обвинения в организации мошеннической схемы, а специалистов Kroll упрекнул в том, что свои выводы они не подкрепили "документальными доказательствами". Шор признал, что у Banca de Economii были "неблагоприятные" кредиты, однако заявил, что они достались в наследство от прежнего руководства, и до момента покупки акций банка он о них не знал, а когда узнал, то решил молчать, потому что огласка этой информации привела бы к "неизбежному краху всей банковской системы".
Документальные свидетельства, о которых говорил олигарх, могли находиться в фургоне марки Volkswagen, обнаруженном в Яловенах, небольшом городе к юго-западу от Кишинева. От машины остался только "обгоревший остов", а на месте пассажирских сидений полицейские нашли "толстый слой белого пепла". Машина принадлежала все тому же охранному агентству Klassica Force и числилась в угоне, причем сообщалось, что на момент пропажи в ней находилось "12 мешков с документами по кредитам из Banca de Economii". После этого автомобиль сгорел - "при подозрительных обстоятельствах", как отметили в Kroll. По словам Хиггинса, "в то, что автомобиль был угнан и сожжен ворами, кроме Шора, похоже, никто не верит".
Канду считает, что была реализована "примитивная схема", призванная скрыть улики. С его точки зрения, "это была глупая ошибка. Нельзя просто сжечь машину и думать, что все исчезло. Деньги оставляют следы". На словах с ним отчасти согласился и Шор: он сказал, что пытаться таким образом замести следы могли лишь "неграмотные люди", ведь с документов снимались копии. "Нет никакого смысла жечь эти документы, даже если бы это и пришло кому-то в голову", - добавил бизнесмен.
Глава молдавского ЦБ Дорин Драгутану полагает, что истинная цель сожжения машины была в том, чтобы замаскировать то вероятное обстоятельство, что у Banca de Economii не было документальной отчетности по кредитам. "Если вы проводите фальшивые операции и никакой документации не ведете, вам как-то нужно продемонстрировать, что документы исчезли".
Как пишет Хиггинс, скандал стал "политическим подарком" для пророссийской Социалистической партии. Ожидается, что новости об афере улучшат ее результаты на местных выборах, которые должны пройти в июне. "Чем больше денег дает Европа, тем больше наши олигархи крадут", - прокомментировал известие лидер молдавских социалистов Игорь Додон. Канду, который, напротив, ориентируется на Европу, ответил, что Banca de Economii был известен как "дойная корова" прежних правительств, в которых доминировали левые.