Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 марта 2001 г.

Джудит Макрел | The Guardian

Сможет ли Акимов сохранить улыбку?

В течение многих лет двумя великими российскими театрами - Кировским и Большим - руководили очень интересные личности. Маленький свирепый Юрий Григорович держал железной хваткой балетную труппу Большого с 1964 по 1995 гг. (танцоры называли его "Царем"). Валерий Гергиев, возглавляющий Кировский театр с 1995 г. - байронический монстр с железной памятью. А Владимир Васильев, руководивший Большим с 1995 по 2000 гг., до сих пор считается одним из балетных богов своего поколения. Борис Акимов, ставший художественным директором Большого в октябре прошлого года, кажется человеком более скромных масштабов.

Акимову 54 года. Недавно он был в Великобритании, где обучал балетному мастерству танцоров Королевского балета. Бледный худой человек с мягкими голубыми глазами, высоким лбом и непослушными седыми локонами. Он плохо говорит по-английски, но улыбается, когда ему помогает переводчик. Ты ждешь, что вот-вот начнет проглядывать самолюбование, расчетливость, амбиции, но их нет. Акимов говорит с искренним энтузиазмом о своем намерении объединить труппу и "никого не поливать грязью". Слыша такое, начинаешь беспокоиться за его будущее, поскольку работа, за которую он взялся, всегда была связана с таким большим количеством злобы и интриг, что руководство Королевской оперой в сравнении с этим кажется развлечением.

Акимов признает, что несколько дней провел в "тяжелых раздумьях", прежде чем согласиться на эту работу. Но он учился в балетной школе Большого театра, танцевал в этой труппе, здесь же работал педагогом, и поэтому счел предложение "большой честью, очень историческим моментом своей жизни". Он утверждает, что забыл о "травматическом" прошлом Большого. "Невозможно все время думать о старых проблемах. Сейчас я должен думать о том, что надо делать ради будущего".

Но с чего он начнет? Акимов перечисляет задачи: поддержание классического репертуара, повышение исполнительских стандартов и поиски новой хореографии. То же самое мог бы сказать руководитель любой балетной труппы мира. Интересным Акимова делает то, что он смотрит на свою работу директора Большого в международном контексте.

В течение последних 12 лет Акимов получил очень большой для российского балетного мастера опыт работы с иностранными труппами. В 1988 г., когда Королевский балет выступал в Москве, его директор Энтони Дауэлл посмотрел, как Акимов ведет занятия, и ему это так понравилось, что он пригласил россиянина преподавать в Лондон. Акимов стал приезжать в Великобританию ежегодно, а потом последовали приглашения из других стран. Акимов с радостью рассказывает об "особом взаимопонимании" между ним и британскими танцорами.

Широкая перспектива - это список западных хореографов, которых он хочет пригласить, в их числе Фредерик Эштон, Кеннет МакМиллан и Джири Килиян. Кроме того, у него реалистический взгляд на создание нового репертуара. "Нам нужно найти постановки, которые могли бы дать Большому возможность обрести новое лицо. Нам нужно хорошо подумать, где можно найти новую хореографию. Во всем мире существует кризис хореографов. Прошлый век был очень богатым - в каждом театре было два-три выдающихся хореографа, определявших путь своих трупп. Теперь все сложнее".

Он видел, как западные классические труппы стараются вселить новую жизнь в свой репертуар, приглашая хореографов современного танца, но он соглашается, что в Большом это будет сделать труднее, учитывая то, насколько слабо развит в России современный танец. Однако он считает, что в Большом много талантливых молодых солистов, которым хотелось бы поэкспериментировать с современным танцем, и видит преимущества в том, что труппе на время реконструкции основной сцены придется переехать в небольшой театр. "В новом театре мы не сможем делать свои большие постановки, и нам придется экспериментировать с "камерным" балетом".

Тем не менее, во время гастрольных турне можно будет по-прежнему увидеть балеты-блокбастеры, благодаря которым прославился Большой театр (в том числе "Спартак" Якобсона и Хачатуряна 1956 г. и классику 19-го века). Для труппы, танцоры которой за рубежом могут за один день заработать столько же, сколько за месяц дома, заграничные поездки очень важны. Но Акимов хочет также показать своим танцорам мир и отвоевать территорию, отобранную у Большого Кировским. На вопрос, почему во время предстоящих гастролей Большого театра в Лондоне будут представлены исключительно дивертисменты и отрывки из классических балетов, Акимов отвечает с несвойственным ему высокомерием. "Кировский часто устраивает такие гала-представления, - фыркает он. - А когда мы этого не делаем, пресса постоянно спрашивает, почему".

Продолжаются ли в театре раздоры? Акимов указывает на то, что Григорович вернулся восстанавливать свое "Лебединое озеро". "Время лечит, - смеется он. - А с 1995 г. прошло много времени". По словам Акимова, его намерение продолжать заниматься преподаванием тоже будет способствовать сплочению труппы: "Я люблю хорошую атмосферу, атмосферу взаимопомощи. Именно поэтому я буду продолжать преподавать. Я буду жить в репетиционном зале, вместе со всеми. Я быстро устаю от конфликтов. Моя жизнь проходит в этом театре. Здесь все меня знают. Каждый, кто моет полы, знает меня".

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru